Об этом альбоме

КРАТКО

Этот альбом создан на основе известных классических произведений. Только все мажорные гармонии были заменены на минорные и наоборот. Эту идею можно выразить в виде трех правил, которые при создании этого альбома неукоснительно соблюдались:
   1. Сохранить максимум «оригинальных» нот в партитуре (фактически это все ступени, не влияющие на лад произведения). Это же относится и к фактуре, и к форме произведения.
   2. Строго все без исключения мажорные гармонии заменить на минорные и наоборот (в некоторых случаях доминанту можно было оставить мажорной, поскольку она одинакова для одноименного мажора и минора).
   3. Максимально сохранить рисунки мелодических линий (а это нелегко, когда во время звучания одной мелодии гармония меняется несколько раз).

Если кто-нибудь послушает этот альбом и обидится за великих – пусть учтет, что я делал эту работу с большим уважением к их партитурам. Поэтому здесь нет никакого "стёба" и иронии – только профессиональный эксперимент. Но результат меня поразил, и мне захотелось показать его всем.


ПОДРОБНО

История создания этого альбома такова. Где-то в начале 1994 года я начал делать MIDI-аранжировки с участием симфонических инструментов. Для того, чтобы «набить руку» взял несколько партитур популярных классических произведений и стал записывать партию за партией (наигрывая «вживую» на MIDI-клавиатуре). Полученную аранжировку я сравнивал с «оригиналом» (то есть, с записями на CD реальных оркестров) и старался добиться хоть отдаленного по звучанию сходства.

В один прекрасный день я сказал себе: «мне приходится писать кучу различных партий «нота в ноту», так могу я хоть что-нибудь привнести свое»?

Заметьте, что цели записать именно те пьесы, над которыми я работал, у меня не было. С другой стороны, создавать аранжировки с собственной музыкой тоже не имело смысла – ведь для того, чтобы научиться это делать, мне необходимо было сравнивать их с имеющимся «эталонным» материалом. А таким материалом могли быть только записи, ранее кем-то уже записанных пьес (и именно, с участием «живых» оркестров»).

Совершенно случайно появилась идея - а что, если использовать имеющиеся партитуры, но вносить в них какие-нибудь несущественные для саунда изменения?
   Единственный способ выполнить это условие, который пришел на ум, это просто изменить лад пьесы – с мажора на минор и наоборот.
   Я попробовал сходу «Элизе» Бетховена, «Турецкий марш» Моцарта, что-то еще... Но оказалось, что для простой песенки из трех аккордов – это очень легкая задачка, а для серьезных классических произведений с многочисленными основными и побочными темами, с модуляциями и разработками – огромная и интересная работа.

При прослушивании некоторых пьес, возможно, вас будет «слегка ломать». Другие пьесы вообще звучат так, как будто именно в этих тональностях они и были написаны – «Шутка» Баха, Увертюра к «Свадьбе Фигаро» Моцарта. То есть, слушаешь их – и буквально ничего не удивляет (все правильно, логично и, самое удивительное, очень красиво).
   Некоторые пьесы меня просто потрясли – «Лунная соната» звучит так трагично (хоть и в ре-бемоль мажоре)! Кстати, в ней как раз остались парочка «непривычных ходов». Но я очень долго над ней бился, и если бы можно было чуть-чуть отступить от второго правила, то результат, возможно, получился бы более логичным. Но... если отступать от собственноручно выведенных законов – это расписаться в собственной слабости – и я пошел в «Лунной» на некоторые «резкие» мелодические обороты.

Всего было сделано около сорока произведений – оркестровых и фортепианных. Я разбил их на два альбома и долго выбирал название: «Классика в Зазеркалье», «Тональная симметрия», «Тональные инверсии» и тому подобные. Выбрал самое, на мой взгляд, информативное – «Мажоро-минорные инверсии. Классика». Постепенно первоначальная цель – научиться делать симфонические аранжировки на компьютере – отошла на второй план, хотя без сомнения, работа над этим альбомом и в этом плане принесла мне огромную пользу.
   Результат вы можете послушать сами. Во время работы над этим альбомом я столько просидел над учебниками по классической гармонии, сколько не сидел за все годы учебы. Иногда приходилось проводить целые исследования: как прорваться сквозь сложные разработки в сонатной форме и при этом, с одной стороны соблюсти все три условия, а с другой – прийти в конце разработки в нужную тональность.

Тогда и была поставлена задача в ее окончательном виде:
   1. Сохранить максимум «оригинальных» нот в партитуре (фактически это все ступени, не влияющие на лад произведения). Это же относится и к фактуре, и к форме произведения.
   2. Строго все без исключения мажорные гармонии заменить на минорные и наоборот (в некоторых случаях доминанту можно было оставить мажорной, поскольку она одинакова для одноименного мажора и минора).
   3. Максимально сохранить рисунки мелодических линий (а это нелегко, когда во время звучания одной мелодии гармония меняется несколько раз).

Возможно, качество звучания вас не удовлетворит. Но:
   1. Смысл проекта – в реализации идеи мажоро-минорной инверсии, а не в создании коммерческого по саунду альбома.
   2. Для того, чтобы вам было легче грузить музыку, все треки очень сильно сжаты – а значит, и ухудшено качество звучания. Но я сознательно пошел на это.
   3. Работа эта была сделана по компьютерным меркам довольно давно. Если бы я делал ее сейчас, получил бы, наверное, более качественный звук.

Кстати, после этого и по этим же законам я довольно быстро сделал джазовый альбом (нон-стоп более сорока известных тем). Будет время, надеюсь и его представить вашему вниманию.
   Если кто-нибудь послушает этот альбом и обидится за великих – пусть учтет, что я делал эту работу с большим уважением к их партитурам. Кроме того, я очень люблю эти темы. Поэтому здесь нет никакого стеба – только профессиональный эксперимент. Но результат меня поразил, и я решился представить его вам.

Павел Живайкин


 

Сайт управляется системой uCoz