Резюме: | Удобная система записи ударных инструментов в аранжировках на синтезаторе и компьютере + нотные и аудио примеры. |
С О Д Е Р Ж А Н И Е |
Запись барабанов для MIDI обычными нотами Запись барабанов в стандартной нотации для ударных инструментов |
В настоящее время существует несколько стандартов обозначения ударных инструментов в нотной записи. При этом в различных стандартах один и тот же инструмент (например, большой барабан) может располагаться на разных нотных линейках. Кроме того, один стандарт требует, чтобы штили этого барабана направлялись вниз, другой – чтобы штили всех инструментов были направлены вверх. Множество инструментов перкашн (шейкеры, кабаса) пишутся на дополнительных одиночных линейках и т.п. И, конечно, все эти варианты нотной записи предназначались для “живых” исполнителей, которые много лет учились читать именно барабанные партии. |
В связи с этим обычная запись ударных инструментов довольна сложна для восприятия обычного музыканта. Причем, особенно трудны партии ударных в современной популярной музыки, когда используются не только традиционные ударные инструменты. Но при живом исполнении можно записать нотами только основной рисунок, а все нюансы, краски и брейки оставить на вкус и фантазию исполнителя – профессионального барабанщика или перкуссиониста. |
Рис 1. |
Когда же мы записываем партию ударных в MIDI-аранжировке, такой возможности нет – что запишем, то и будет звучать. Кроме того, современные синтезаторы и звуковые модули предоставляют нам огромный спектр инструментов, которые к тому же, можно иногда и модифицировать - изменить высоту тона, добавить звуковые эффекты и т. д. Например, если у вас в какой-либо части песни много используется акцентовая тарелка, а ваш синтезатор имеет их несколько - имеет смысл использовать их все в разных сочетаниях, чтобы избежать монотонности в звучании аранжировки. Живой барабанщик-то может и сыграет это место на одной тарелке, но он добивается разного звучания этой тарелки, ударяя с разной силой, дальше и ближе к краю, применяя удар со скольжением и т.п. |
Еще один пример, чтобы пояснить эту мысль. В медленных балладах обычно используются барабаны с большой реверберацией. Но когда в соло или в брейке встречается короткий сдвоенный удар (с форшлагом), например, по малому барабану, я использую два разных малых – первый удар приходится на более “сухой” малый, а второй – на малый барабан с большой реверберацией. Когда это место звучит в полной тишине, такая сложность не имеет смысла, однако внутри плотной инструментальной фактуры такие “форшлаги на разных тембрах” звучат лучше. |
Рис 2. |
И наконец, еще одно различие между записью живого барабанщика и записью ударных инструментов в MIDI-трек. Живой барабанщик, как правило, записывает основной рисунок и все брейки в один прием (не принимая во внимание “клинические” случаи, когда сначала записывется только бочка, потом только малый барабан, потом хэт и так далее). Да и песня записывается целиком или большими кусками. В MIDI-аранжировке практически невозможно записывать все инструменты сразу – или этому надо учиться столько же лет, сколько и игре на “живых” барабанах. |
Кроме того, обычно в MIDI записывается основной одно-двух тактовый барабанный рисунок, а потом он копируется на все нужные такты. Фрагменты полной партии ударных инструментов, приведенные на рис. 1 и рис. 2, отлично иллюстрирует высказанные соображения. Здесь они записаны в том виде, как если бы вы сыграли их на MIDI-клавиатуре. Все ноты соответствуют стандарту General MIDI для ударных. |
Если использовать один из стандартов записи барабанов, эти фрагменты выглядели бы так – рис. 3 и рис.4 . Очевидно, что ни тот, ни другой способ записи неудобен для практической работы. В связи с этим, многие записывают партию барабанов “на слух” - сначала “бочку набьем”, потом малый добавим, потом то и сё попробуем… |
Но это хорошо, когда таких партий вы записываете немного, и все они примерно в одном стиле. А что делать, когда в день приходится записывать по 5-10 партий да так, чтобы на “живого барабанщика” были похожи? |
Рис 3. |
Рис 4. |
Все перечисленные проблемы заставили меня в свое время отказаться от традиционной нотной записи ударных инструментов (если, конечно, не идет речь от простых вариантах – на 4-5 инструментов).. |
Практика привела к тому, что все ударные инструменты были разбиты на пять условных групп: |
|
Первую группу обозначим буквой D (drum/tom), вторую – буквой H (hi-hat/cymbal), далее – C (conga/bongo), M (maracas/shaker) и А (accent percussian). Итого – DHCMA. Далее – для совместимости с GM и удобства чтения нот группа D записывается на две октавы выше (в первой октаве). Группа Н записывается тоже на две октавы выше и в тональности си-мажор (для того, чтобы не выписывать диезы или бемоли для записи хэта). |
Третья группа (конги и так далее) записывается на одну октаву выше и в тональности ля-бемоль-мажор (тоже чтобы сократить количество случайных знаков и дополнительных линеек) или до-мажор. Группы М и А записываются теми нотами, на которые и надо нажимать, чтобы вызвать нужный ударный инструмент. Иногда, когда инструментов каких-то групп в партитуре немного (как, скажем, группы M и А в первом примере), их можно объединить и записывать на одной линейке. В данной записи фрагменты 1 и 2 будут выглядеть так – рис.5 и рис.6. |
Рис. 5 |
Рис. 6 |
Аналогично можно расположить ударные инструменты и в MIDI-секвенсоре, например, в Cubase - рис. 7 и рис. 8. |
Такая запись ударных инструментов группами удобна и тем, что в этом случае легко варьировать различные инструменты, находя новые интересные сочетания, но оставляя основной рисунок партии без изменений. Легко также добавлять и изменять брейки, легко поручать какой-либо рисунок вместо одного – нескольким инструментам и так далее. |
Рис. 7 |
Рис. 8 |
Программа Cubase позволяет изображать ноты разным цветом в зависимость от их громкости (параметра Velocity). Но тот набор цветов, которые программа предлагает по умолчанию, не очень удобен – и особенно при работе с редактором барабанных партий (Drum Edit). Главные неудобства – маленькие ромбики (значки нот) плохо отображают свою цветовую гамму, и сочетания цветов недостаточно контрастны. Поэтому тем, кто использует прием отображения нот в зависимости от громкости, я предлагаю другой подбор цветов (созданный на основе долгого опыта) – рис 9 и табл. 1. |
Рис. 9 |
Табл. 1
Диапазон громкости по возрастанию | Значение параметра Red | Значение параметра Green | Значение параметра Blue |
1 | 255 | 255 | 255 |
2 | 176 | 176 | 176 |
3 | 176 | 176 | 176 |
4 | 176 | 176 | 176 |
5 | 128 | 128 | 128 |
6 | 128 | 128 | 128 |
7 | 128 | 128 | 128 |
8 | 128 | 128 | 128 |
9 | 176 | 255 | 255 |
10 | 0 | 144 | 255 |
11 | 0 | 64 | 255 |
12 | 32 | 255 | 32 |
13 | 0 | 176 | 0 |
14 | 255 | 176 | 192 |
15 | 255 | 0 | 0 |
16 | 255 | 255 | 0 |
Самые слабые ноты – обычно это непреднамеренно нажатые (“зацепленные”) при игре – хорошо видны: они белые. Затем идет большой диапазон громкости, которая довольно редко используется – поэтому я выделил на него два оттенка серого: светлый (послабее) и темный (погромче). |
Далее идут диапазоны с резкими контрастными цветами (синий, зеленый, красный, желтый): так легче определять - особенно короткие и барабанные - ноты в редакторах Cubase. В каждой цветовой гамме более сильная громкость связана с более темным оттенком. Вот как выглядят ноты с таким набором цветов в редакторах Drum (рис. 10) и Edit (рис 11). |
Рис. 10 |
Рис. 11 |
И вернувшись к распределению ударных инструментов по группам замечу, что иногда, конечно, можно сделать и отступления от приведенных правил. Например, во фрагменте 2 партия бубна может быть помещена в группу М (по схожести ритмического рисунка). А хлопки в ладони часто дублируют партию малого барабана – тогда их смело можно поместить в группу D. |
Возможно, вы найдете и другие, более удобные для вас решения. Главное – работа с ударными по традиционной схеме при записи их в MIDI-секвенсор или синтезатор чрезвычайно неудобна и нуждается в новых подходах. |