MusicInforM
H o m e
MusicInforM


Резюме:

Удобная система записи ударных инструментов в аранжировках на синтезаторе и компьютере + нотные и аудио примеры.

Запись барабанов в MIDI-аранжировках на синтезаторе и компьютере

П А В Е Л   Ж И В А Й К И Н
(На основе статей для журнала "Шоу-Мастер"
и книги "Практическая аранжировка популярной музыки на синтезаторе и компьютере")


С О Д Е Р Ж А Н И Е


Запись барабанов для MIDI обычными нотами

Запись барабанов в стандартной нотации для ударных инструментов

Система DHCMA

Как выглядят барабаны в Drum-редакторе программы Cubase?

Как сделать, чтобы цвет ноты соответствовал ее громкости?

Запись барабанов для MIDI обычными нотами

В настоящее время существует несколько стандартов обозначения ударных инструментов в нотной записи. При этом в различных стандартах один и тот же инструмент (например, большой барабан) может располагаться на разных нотных линейках. Кроме того, один стандарт требует, чтобы штили этого барабана направлялись вниз, другой – чтобы штили всех инструментов были направлены вверх. Множество инструментов перкашн (шейкеры, кабаса) пишутся на дополнительных одиночных линейках и т.п. И, конечно, все эти варианты нотной записи предназначались для “живых” исполнителей, которые много лет учились читать именно барабанные партии.

В связи с этим обычная запись ударных инструментов довольна сложна для восприятия обычного музыканта. Причем, особенно трудны партии ударных в современной популярной музыки, когда используются не только традиционные ударные инструменты.

Но при живом исполнении можно записать нотами только основной рисунок, а все нюансы, краски и брейки оставить на вкус и фантазию исполнителя – профессионального барабанщика или перкуссиониста.

Рис 1.


Увеличить

Когда же мы записываем партию ударных в MIDI-аранжировке, такой возможности нет – что запишем, то и будет звучать. Кроме того, современные синтезаторы и звуковые модули предоставляют нам огромный спектр инструментов, которые к тому же, можно иногда и модифицировать - изменить высоту тона, добавить звуковые эффекты и т. д. Например, если у вас в какой-либо части песни много используется акцентовая тарелка, а ваш синтезатор имеет их несколько - имеет смысл использовать их все в разных сочетаниях, чтобы избежать монотонности в звучании аранжировки. Живой барабанщик-то может и сыграет это место на одной тарелке, но он добивается разного звучания этой тарелки, ударяя с разной силой, дальше и ближе к краю, применяя удар со скольжением и т.п.

Еще один пример, чтобы пояснить эту мысль.

В медленных балладах обычно используются барабаны с большой реверберацией. Но когда в соло или в брейке встречается короткий сдвоенный удар (с форшлагом), например, по малому барабану, я использую два разных малых – первый удар приходится на более “сухой” малый, а второй – на малый барабан с большой реверберацией.

Когда это место звучит в полной тишине, такая сложность не имеет смысла, однако внутри плотной инструментальной фактуры такие “форшлаги на разных тембрах” звучат лучше.

Рис 2.


Увеличить

И наконец, еще одно различие между записью живого барабанщика и записью ударных инструментов в MIDI-трек. Живой барабанщик, как правило, записывает основной рисунок и все брейки в один прием (не принимая во внимание “клинические” случаи, когда сначала записывется только бочка, потом только малый барабан, потом хэт и так далее). Да и песня записывается целиком или большими кусками. В MIDI-аранжировке практически невозможно записывать все инструменты сразу – или этому надо учиться столько же лет, сколько и игре на “живых” барабанах.

Кроме того, обычно в MIDI записывается основной одно-двух тактовый барабанный рисунок, а потом он копируется на все нужные такты.

Фрагменты полной партии ударных инструментов, приведенные на рис. 1 и рис. 2, отлично иллюстрирует высказанные соображения. Здесь они записаны в том виде, как если бы вы сыграли их на MIDI-клавиатуре. Все ноты соответствуют стандарту General MIDI для ударных.

Запись барабанов в стандартной нотации для ударных инструментов

Если использовать один из стандартов записи барабанов, эти фрагменты выглядели бы так – рис. 3 и рис.4 . Очевидно, что ни тот, ни другой способ записи неудобен для практической работы. В связи с этим, многие записывают партию барабанов “на слух” - сначала “бочку набьем”, потом малый добавим, потом то и сё попробуем…

Но это хорошо, когда таких партий вы записываете немного, и все они примерно в одном стиле. А что делать, когда в день приходится записывать по 5-10 партий да так, чтобы на “живого барабанщика” были похожи?

Рис 3.

Увеличить

Рис 4.

Увеличить

Система DHCMA

Все перечисленные проблемы заставили меня в свое время отказаться от традиционной нотной записи ударных инструментов (если, конечно, не идет речь от простых вариантах – на 4-5 инструментов)..

Практика привела к тому, что все ударные инструменты были разбиты на пять условных групп:


  • большой и малый барабаны (включая удар палочкой по ребру и игра щетками), а также томы – это позволяет увидеть основной рисунок ударных и все брейки;
  • хай-хэт (педаль, закрытый, открытый) и все тарелки – это позволяет сразу увидеть основной рисунок “железа” и все акценты по тарелкам;
  • конги, бонги, тимбалес (включая высокие и низкие, открытые и закрытые) – это позволяет легко проследить ритмический рисунок латино-американских барабанов;
  • инструменты перкашн с мягкой атакой (так называемые, “с-с-с” и “ш-ш-ш”-инструменты) – маракасы, кабаса, шейкеры и им подобные;
  • инструменты перкашн с острой атакой – коу-белл, клавес, треугольники и им подобные.

Первую группу обозначим буквой D (drum/tom), вторую – буквой H (hi-hat/cymbal), далее – C (conga/bongo), M (maracas/shaker) и А (accent percussian). Итого – DHCMA.

Далее – для совместимости с GM и удобства чтения нот группа D записывается на две октавы выше (в первой октаве).

Группа Н записывается тоже на две октавы выше и в тональности си-мажор (для того, чтобы не выписывать диезы или бемоли для записи хэта).

Третья группа (конги и так далее) записывается на одну октаву выше и в тональности ля-бемоль-мажор (тоже чтобы сократить количество случайных знаков и дополнительных линеек) или до-мажор. Группы М и А записываются теми нотами, на которые и надо нажимать, чтобы вызвать нужный ударный инструмент. Иногда, когда инструментов каких-то групп в партитуре немного (как, скажем, группы M и А в первом примере), их можно объединить и записывать на одной линейке.

В данной записи фрагменты 1 и 2 будут выглядеть так – рис.5 и рис.6.

Рис. 5

Увеличить

Рис. 6

Увеличить

Как выглядят барабаны в Drum-редакторе программы Cubase?

Аналогично можно расположить ударные инструменты и в MIDI-секвенсоре, например, в Cubase - рис. 7 и рис. 8.

Такая запись ударных инструментов группами удобна и тем, что в этом случае легко варьировать различные инструменты, находя новые интересные сочетания, но оставляя основной рисунок партии без изменений. Легко также добавлять и изменять брейки, легко поручать какой-либо рисунок вместо одного – нескольким инструментам и так далее.

Рис. 7

Увеличить

Рис. 8

Увеличить

Как сделать, чтобы цвет ноты соответствовал ее громкости?

Программа Cubase позволяет изображать ноты разным цветом в зависимость от их громкости (параметра Velocity). Но тот набор цветов, которые программа предлагает по умолчанию, не очень удобен – и особенно при работе с редактором барабанных партий (Drum Edit).

Главные неудобства – маленькие ромбики (значки нот) плохо отображают свою цветовую гамму, и сочетания цветов недостаточно контрастны. Поэтому тем, кто использует прием отображения нот в зависимости от громкости, я предлагаю другой подбор цветов (созданный на основе долгого опыта) – рис 9 и табл. 1.

Рис. 9

Табл. 1

Диапазон громкости по возрастанию Значение параметра Red Значение параметра Green Значение параметра Blue
1 255 255 255
2 176 176 176
3 176 176 176
4 176 176 176
5 128 128 128
6 128 128 128
7 128 128 128
8 128 128 128
9 176 255 255
10 0 144 255
11 0 64 255
12 32 255 32
13 0 176 0
14 255 176 192
15 255 0 0
16 255 255 0

Самые слабые ноты – обычно это непреднамеренно нажатые (“зацепленные”) при игре – хорошо видны: они белые. Затем идет большой диапазон громкости, которая довольно редко используется – поэтому я выделил на него два оттенка серого: светлый (послабее) и темный (погромче).

Далее идут диапазоны с резкими контрастными цветами (синий, зеленый, красный, желтый): так легче определять - особенно короткие и барабанные - ноты в редакторах Cubase. В каждой цветовой гамме более сильная громкость связана с более темным оттенком. Вот как выглядят ноты с таким набором цветов в редакторах Drum (рис. 10) и Edit (рис 11).

Рис. 10


Рис. 11

Увеличить

И вернувшись к распределению ударных инструментов по группам замечу, что иногда, конечно, можно сделать и отступления от приведенных правил. Например, во фрагменте 2 партия бубна может быть помещена в группу М (по схожести ритмического рисунка). А хлопки в ладони часто дублируют партию малого барабана – тогда их смело можно поместить в группу D.

Возможно, вы найдете и другие, более удобные для вас решения.

Главное – работа с ударными по традиционной схеме при записи их в MIDI-секвенсор или синтезатор чрезвычайно неудобна и нуждается в новых подходах.

MusicInforM
Начало страницы
MusicInforM
Сайт управляется системой uCoz