Резюме: | Кратко изложены назначение и основные функции программ - нотных редакторов |
С О Д Е Р Ж А Н И Е |
Музыка всегда отличалась от других видов искусства. Она по природе своей носит абстрактный, формальный характер и почти не связана с образами реального мира. Этим она долгие века будоражила великие умы, и многие ее загадки до сих пор не раскрыты. |
Причем, это касается и вокалистов - нотная запись никак не связана с управлением голосовыми связками. Просто вокалисты должны извлекать такие звуки, которые сыграл бы музыкант на инструменте. Почему не появилась нотная запись, например, в живописи? Чтобы какие-нибудь крючочки говорили художнику - кисть нужно взять так-то, окунуть в такую-то краску, прикоснуться к холсту там-то? |
К сожалению, программы, о которых здесь пойдет речь, тоже не дают этому феномену объяснение, хотя и могут многое в области нотной записи. Нотный редактор - это что-то среднее между текстовым и графическим редакторами.
|
С другой стороны, важнейшей стороной нотной записи является изображение. На Рис. 1 изображена первая фраза детской песенки "Маленькой елочке холодно зимой". Для компьютера такая запись - самая удобная. Определено все и даже больше: когда, какая нота, сколько должна длиться, на каком треке, через какой MIDI-канал. |
Рис 1. Компьютерная запись песни «Маленькой елочке холодно зимой». |
А музыканту удобно? А дирижеру, управляющему оркестром? А в темпе Аллегро? |
Несмотря на все указанные и оставленные на потом проблемы, нотных редакторов становится все больше – видимо, есть потребность и спрос. Вы можете найти мощные издательские системы со сложным интерфейсом и множеством функций. Есть и совсем простые программы, которые позволяют набрать и распечатать одноголосую мелодию. |
Все профессиональные MIDI-секвенсоры и большинство простых секвенсоров предполагают наличие встроенного нотного редактора. И наоборот, почти все нотные редакторы могут воспроизводить набранный или записанный нотный текст как MIDI-файл. Таким образом, здесь наблюдается некоторое взаимопроникновение программ одной группы в другую. |
Чтобы определить, какая это программа – MIDI-секвенсор или нотный редактор – необходимо посмотреть, чему посвящены большинство ее инструментов и функций. Если у программы нет других средств воздействия на MIDI-события, кроме изменения нотного текста – это нотный редактор. Если основное окно программы предполагает запись музыки в треки (любого вида), а не на нотный стан – то перед вами MIDI-секвенсор. |
Основное различие музыки, записанной в виде MIDI-сообщений и в виде нот на бумаге, заключается в том, что MIDI-запись – это зафиксированный объект, где каждая нота имеет точное значение по громкости и длительности. Темп этой записи в каждый момент имеет тоже точное фиксированное значение. |
Нотный же текст точно сообщает только две вещи: какая нота должна быть сыграна, и порядок следования нот. Все остальное носит как бы рекомендательный характер. Музыкант уже во время исполнения задает параметрам каждой ноты определенное значение. |
Многие вещи в нотных редакторах изображаются не так, как фактически звучат. Например, ноты, сыгранные приемом стаккато, звучат очень коротко, а в тексте могут изображаться любой длительностью (восьмыми, четвертями, половинными). И таких условностей легко набрать десятки. Трель изображается в виде ноты с волнистой чертой, а фактически играется последовательность двух чередующихся нот с неопределенной реальной длительностью. |
Даже на таких маленьких примерах видно как усложнится нотная запись, если компьютер станет давать указания в нотном редакторе в виде реально звучащей музыки, а не в условных нотных обозначениях. С другой стороны, нельзя нотный редактор превращать в обычный графический, то есть рисовать нотный текст как обычную картинку. Каждая нота может располагаться только между нотными линейками или точно по центру одной из них, диез ставится точно перед нотой и т.д. |
Дополнительную сложность добавляет то, что длительности в нотной записи носят не фиксированный (в секундах или долях секунды), а условный характер. Ни одно музыкальное произведение не играется с начала до конца точно в одном темпе (как под метроном). И не всегда имеется партия, по которой можно легко определить пульс пьесы (ударные, бас). |
В связи с этим необходимо отметить еще одну важную функцию нотного редактора – перевод MIDI-файла или MIDI-сообщений в нотный текст. И здесь программа-редактор встретится с теми же трудностями, что были описаны выше. Даже если вы просто ритмично хлопаете в ладони, это можно записать десятью разными, но абсолютно правильными способами: половинными нотами в быстром темпе, четвертями – в среднем, восьмыми – в медленном, в размере две четверти, три восьмые и т.д. |
Рис. 2. MIDI-файлы, изображенные на Рис. 2 и 3, звучат абсолютно одинаково. Но попробуйте-ка предложить второй вариант Бетховену! |
Рис. 3. Нотная запись того же MIDI-файла, что и на рис. 2 - но с неудачно выбранными параметрами |
Все перечисленные проблемы показывают вам, по каким параметрам нужно выбирать нотный редактор. Если вы имеете дело с современной ритмичной танцевальной музыкой, то нет необходимости в сложном нотном редакторе. Если у вас сложная музыкальная пьеса с различными мелодическими украшениями, плавными изменениями темпа, и вам нужно, чтобы нотный текст удобно читался – приготовьтесь к изучению сложной программы со многими панелями, функциями и пр. |
И, наконец, последнее немаловажное замечание. Почти все нотные редакторы имеют функцию печати, но не могут экспортировать свои файлы в обычные текстовые редакторы. Другими словами, если Вы получили нужный вид вашей пьесы в нотном редакторе, то вы не всегда сможете вставить его как картинку, скажем, в Word. |
Для решения этой задачи можно пойти тремя путями. Во-первых, можно сначала отпечатать нужный нотный текст на бумаге. Затем отсканировать его обычным сканером и сохранить на хард-диске в файле изображения в подходящем формате (TIF, BMP, JPG или другом). И, наконец, вставить этот файл, как обычную картинку, в ваш текст. Этот путь довольно долог, предполагает наличие качественного принтера, сканера, кроме того, требует умения подбирать необходимые параметры и режимы для этих устройств. |
В другом случае, вам необходима программа, которая может снимать изображение с экрана и сохранять его в виде графического файла прямо на хард-диск. Тогда не нужны как промежуточные звенья принтер, сканер и сам процесс проходит быстрее. Но в этом случае качество изображения зависит от режима, в котором работает ваш монитор (разрешающая способность), и от самой снимающей программы. Такой программой может быть Microsoft Camcoder или Lotus ScreenCam, или небольшая программа Clip’nSave фирмы Dynalink Technologies. |
Третий путь дает, пожалуй, самый удобный вариант. Вам необходимо предварительно установить драйвер какого-либо из принтеров типа PostScript, желательно помощнее. Сам принтер иметь необязательно. После этого вы прямо из своего нотного редактора выбираете функцию «Печать в файл» и назначаете для печати этот PostScript-принтер. |
Результатом будет файл, который можно загрузить в подходящий графический редактор, например Corel Draw. Вы получите векторную картинку идеального качества, у которой абсолютно без потерь можно изменять размеры, а затем и вставить в любой текстовый редактор. |
Нотный текст веками оставался единственным средством общения между музыкантами разных стран и поколений. С появлением звукозаписи многое в музыке изменилось. Пластинки, кассеты, компакт-диски могут передать в звуке все…
|
Хороший музыкант окинет и оценит нотный лист одним взглядом, а звучать этот лист, может, будет минуты две.
|
Функция | Пояснение |
Представление информации в нотном виде | Здесь существует широкий спектр возможностей. Самый простой вид – только нотоносец, ключевые знаки, такты, ноты, паузы и знаки альтерации. Самый сложный включает в себя все общепринятые музыкальные символы |
Проигрывание нотного текста с помощью MIDI | В этом случае ноты связываются с соответствующими MIDI-сообщениями, а нотный редактор выполняет функцию MIDI-секвенсора |
Открытие одновременно нескольких файлов | Если программа может открыть два и больше своих файлов, то облегчается обмен информацией между ними |
Создание нескольких нотоносцев в системе | Если программа поддерживает только один нотный стан в системе, то речь идет о создании партии отдельного инструмента, а не партитуры для ансамбля или оркестра |
Поддержка различных музыкальных ключей | Общепринятые музыкальные ключи: скрипичный, басовый, альтовый, теноровый. При воспроизведении необходимо транспонировать написанные ноты на соответствующий интервал |
Гитарная табулатура и гитарные символы | Гитарная табулатура – шесть линеек, соответствующих шести струнам гитары, и номера зажимаемых ладов на них. Кроме того, существует обозначение гитарных аккордов в виде маленьких картинок рядом с аккордовыми символами, а также множество других гитарных обозначений |
Поддержка партии ударных с помощью MIDI | Партия ударных в General MIDI всегда воспроизводится по десятому MIDI-каналу, и каждой ноте соответствует определенный ударный инструмент |
Различные виды нотных головок | Кроме обычных нотных головок (белые и черные) существуют головки в виде наклонной черты, буквы «Х», треугольника и т.д. |
Экспорт отдельной партии из партитуры | Если у вас набрана партитура ансамбля или оркестра, то вы можете экспортировать из нее, сохранить в отдельном файле и распечатать партию для одного какого-нибудь инструмента |
Печать | Печать нотного текста со всеми символами |
Предварительный просмотр | Возможность увидеть будущий отпечатанный лист до печати |
Экспорт нотного текста в графический файл | Этим достигается возможность использовать созданный нотный текст в других редакторах (графических, текстовых), а также в издательских программах |
Возможность разных масштабов изображения | При редактировании (особенно оркестровых партитур, где применяются мелкие символы) важно иметь возможность увеличить масштаб изображения на мониторе. Или наоборот – увидеть большой фрагмент целиком |
Импорт/экспорт MIDI-файла | Программа конвертирует MIDI-файл в нотный текст. В этом случае она должна не только определить ноты и их длительности (в этом нет проблем), но и удачно разместить эти ноты на нотном листе и на нотном стане, правильно сделать группировку, направить штили и много других вещей. Экспорт нотного текста в MIDI-файл лишь в редких случаях представляется сложным (например, при упомянутой выше трели, когда изображается одна нота, а звучать должны несколько) |