MusicInforM
H o m e
MusicInforM


Резюме:

Разговор о том, что такое - свинговый пульс, с помощью иллюстраций.

О свинговом пульсе - подробно и наглядно

П А В Е Л   Ж И В А Й К И Н
(По материалам для книги "Как играть современную популярную музыку")

Слово "свинг" имеет несколько значений, но два из них встречаются чаще всего. Иногда под словом "свинг" понимают стиль джазовой музыки, который появился в Америке в 30-е годы ХХ века.

Но для музыкантов-исполнителей (и не только джазовой музыки) это слово означает особый вид ритмической пульсации, когда каждая четвертная нота в такте делится не на две равные восьмые, как в классической музыке, а по-другому: первая звучит чуть длиннее, чем обычная восьмая, вторая - на соответствующий отрезок времени короче.

Хотя такой вид пульсации зародился в американском джазе, он быстро и безболезненно вошел в музыкальную культуру всех стран. У нас можно привести в качестве примера свинговой музыки и новогоднюю песню "Пять минут", и песню Львенка и Черепахи "Я на солнышке лежу", и много других.

На Рис. 1 изображен такт в размере 4/4. Вверху нотное обозначение ритмического рисунка, ниже (серыми овалами) - фактическая длительность каждой ноты. Под ними изображены возможные ритмические варианты деления каждой доли такта, встречающиеся в классической музыки.

Рис 1.

Ритмический пульс четвертными нотами

На Рис. 2 изображено, как фактически звучат ноты, которые делят каждую долю такта пополам (то есть, восьмые).

На Рис. 3 изображено, как фактически звучит ритмическая пульсация "восьмая с точкой и шестнадцатая". Такая пульсация часто встречается в энергичных музыкальных темах, например, в маршах.

Рис 2.

Ритмический пульс восьмыми нотами

Рис 3.

Ритмический пульс восьмыми с точкой и шестнадцатыми нотами

На Рис.4 изображено, как фактически звучит ритмический рисунок "триольные четверть и восьмая". Он часто встречается в медленных произведениях. Иногда, чтобы не ставить все время знаки триолей, размер 4/4 меняют на 12/8.

Но в любом случае это не трехдольный размер (3/4 или 3/8), характерный, скажем, для вальса. В данном случае подчеркивается, что такт делится на четыре доли (но вот каждая доля делится не на две, а на три равные части).

Рис 4.

Ритмический пульс триольными четвертями и восьмыми нотами

До сих пор все было просто и наглядно. Но в свинговой пульсации каждая из двух нот, на которые делится четвертная доля не имеет значения, определенного раз и навсегда. В медленных темпах (60-70 по метроному) фактическая длительность этих нот соответствует классическому рисунку "триольные четверть и восьмая" (как на Рис.4). В очень быстрых темпах (больше 180) фактическая длительность первой и второй ноты, на которые делится четвертная доля, сравниваются (см. Рис. 2).

Ну, а в темпах, находящихся внутри этого интервала, фактическая длительность первой и второй ноты зависят от нескольких факторов - от темпа, от манеры игры исполнителя, даже от жанра пьесы. Но всегда первая нота - чуть длиннее обычной восьмой длительности, но короче триольной четверти. А вторая нота - всегда короче обычной восьмой, но длиннее триольной восьмой. Поскольку в классической нотной записи для такого феномена не существует специальных знаков или символов, то и изображаться свинговый пульс в нотах может по-разному - и в виде триолей (на рис. 5 вверху), и в виде "пунктира" (в центре), и обычными восьмыми (внизу).

Рис 5

Свинговый ритмический пуль

Итак, нотами записать ритмический пульс "свинг" можно по-разному, но практически всегда надо играть его так, как это изображено серыми овалами на Рис. 13, и чем быстрее темп пьесы, тем разница между длительностями первой и второй ноты меньше.

Чаще всего свинговый пульс записывается "пунктиром" (восьмая с точкой и шестнадцатая). Это связано с тем, что запись триолями очень громоздка (хотя ритмически она ближе всего к тому, как это должно звучать). А запись ровными восьмыми как бы "не напоминает" о том, что все-таки эти две ноты в каждой доле такта не должны быть равными по длительности.


MusicInforM
Начало страницы
MusicInforM
Сайт управляется системой uCoz