MusicInforM
H o m e
MusicInforM


Резюме:

Краткое описание программ MIDI-секвенсоров.

MIDI-секвенсоры

П А В Е Л   Ж И В А Й К И Н
(На основе статей для журнала "Звукорежиссер")

От шарманки до “PSR-ки”

Первыми секвенсорами можно назвать, пожалуй, древние шарманки, поскольку в них был реализован основной принцип современных музыкальных программ: один раз записал или “изготовил” мелодию с аккомпанементом – много раз ее воспроизводи. Зачем мучаться, учить нотную грамоту, часами оттачивать исполнительское мастерство, когда можно купить готовый ящик с набором хитов и просто крутить ручку? Может, папа Карло в юности устраивал всемирные концертные туры и собирал стадионы - первоисточники об этом умалчивают… Во всяком случае, видно, что спрос на подобную продукцию появился не вчера, значит, и останется надолго.

В 70-е годы ХХ столетия секвенсором стали называть синтезатор, у которого можно было запрограммировать последовательность нескольких нот. Чаще всего это были различные варианты разложенных арпеджио. Музыкант брал на таком синтезаторе аккорд, а секвенсор начинал “полоскать” его по всему диапазону. Иногда музыканты ухитрялись синхронизировать темп этих ломанных арпеджио с темпом пьесы.

Немного позже в одноголосых аналоговых синтезаторах появилась возможность запрограммировать небольшой (один-два такта) мелодический рисунок. Обычно он использовался для создания басовой или солирующей партии и повторялся столько раз, сколько хватало “наглости” у аранжировщика. Управляя различными регуляторами и переключателями, музыкант мог в реальном времени воздействовать на тембр и рисунок секвенции и, таким образом, приближать “аудио калькулятор” по выразительности к “живым” инструментам.

Скромное обаяние MIDI-технологии

Появившаяся в начале 80-х годов новая музыкально-электронная технология (MIDI) дала композитору и аранжировщику несколько важных вещей:

Для этого MIDI-технология ввела несколько новых для музыки понятий - MIDI-канал, MIDI-контроллер, SysEx-сообщения и другие.

Позже устройство, которое позволяет только записывать и воспроизводить последовательности MIDI-сообщений, стали называть MIDI-файлером или MIDI-рекордером. А под MIDI-секвенсорами стали понимать устройства (а затем и компьютерные программы), которые позволяют осуществлять сложное редактирование записанных MIDI-партий.

Все последние годы MIDI-технология подвергается критике, как со стороны музыкантов, так и инженеров. Первые справедливо указывают на ограниченность выразительных средств, узкий динамический диапазон, невозможность оперировать голосом и традиционными (не электронными) музыкальными инструментами.

Вторые отмечают устаревшую технологию передачи данных, медленность в работе и недостаточную четкость синхронизации разных MIDI-событий. Дело доходит до того, что этой технологии регулярно предрекают скорую “кончину”.

Мне кажется, что это не случится, потому что MIDI-технология заняла очень выгодное “серединное” положение между нотной записью музыки и обычной записью звука на цифровые или аналоговые носители (рис. 1).

Рис. 1

Разумеется, MIDI-файл никогда не заменит традиционную форму записи музыки, но он имеет и некоторые недоступные последней преимущества.

Во-первых, записав музыку в аналоговом или цифровом виде, вы значительной мере ограничиваете себя в возможности отредактировать ее – например, изменить какую-нибудь ноту в аккорде. Для этого вам придется записать этот аккорд заново. Сложно без потери качества сильно понизить или повысить тональность, изменить темп, расставить по-новому акценты и т.д. Фактически невозможно передать записанную партию другому инструменту (например, заменить флейту трубой).

Во-вторых, если у вас имеется уже готовая сведенная фонограмма, довольно трудно подробно проанализировать ее, конвертировать в отдельные нотные партии и переаранжировать “под себя”. А с MIDI-аранжировкой таких проблем нет – вы легко можете распечатать ее в виде нот, удалить или изменить любой инструмент, дописать новые голоса или исправить отдельные ноты.

С другой стороны, и в отношении традиционной нотной записи музыки MIDI-технология имеет ряд важных преимуществ. Записанная в реальном времени MIDI-партия определяет не только длительность и местоположение нот, но и громкость каждой из них. Кроме того, она позволяет точно передавать ритмический рисунок исполняемой партии. Особенно это касается всех стилей, где используется свинговый пульс, а также авангардной или этнической музыки.

Таким образом, место, которое занимает в музыке MIDI-технология, заполнить чем-нибудь другим пока нечем. Мало того, MIDI-секвенсоры все больше раздвигают свои возможности именно в направлении указанных выше технологий (запись музыки на носители и нотная запись).

В первом случае они стали включать в себя функции записи и редактирования звука, а во втором – позволяют печатать записанные MIDI-партии в нотном виде с любой степенью точности, причем используют практически все символы и обозначения, принятые в нотных издательствах.

Как секвенсор не назови, только Reset не нажимай

В настоящее время существует два подхода к вопросу о том, какие устройства и компьютерные программы называть MIDI-секвенсорами. Большинство склоняется к тому, что так нужно называть только узкоспециализированные программы, предназначенные именно для записи музыки в формате MIDI. Пусть эти программы становятся все более сложными и набирают в свой арсенал все новые и новые функции, главное, что их основная цель – создание и редактирование музыки с использованием именно MIDI-технологии.

Меньшинство возражает – ведь нотные редакторы тоже могут создавать и проигрывать музыку в формате MIDI (хотя их основная цель – подготовить и выдать на печать музыкальную партитуру). Автоаранжировщики тоже создают полноценную (правда, и малоценную) пьесу тоже на основе MIDI-технологии, пусть и используют другие принципы.

Программы-редакторы для сотен выпускаемых в настоящее время синтезаторов и сэмплеров тоже используют MIDI-технологию и тоже позволяют записать на жесткий диск последовательность специальных сообщений.

Таким образом, предмет статьи начинает разрастаться и грозит обратить в свои ряды почти все связанные с музыкой компьютерные программы. Поэтому необходимо сформулировать тему более узко: MIDI-секвенсор – это устройство или программа, главной задачей которого является создание и редактирование музыки с помощью технологии MIDI.

Внешний вид и основные принципы работы

Хотя и поныне существуют MIDI-секвенсоры с необычным или экзотическим интерфейсом, все ведущие программы в этой области обладают схожим внешним видом и набором функций. Это говорит о том, что они достигли некоторого оптимального результата и совершенствуются, перенимая удачные новинки друг у друга.

Внешне окно стандартного MIDI-секвенсора состоит из нескольких элементов:

На рис. 2 представлено окно аранжировки MIDI-секвенсора Cubase. Сразу под заголовком и пунктами меню программы расположена панель, которая отображает некоторые параметры аранжировки, общие для всех инструментов (кнопка Solo, окно Snap и т.д.). Область окна, расположенная ниже этой панели, разделена на две части – слева находятся строчки с именем и параметрами треков, справа – прямоугольники, которые обозначают, что в таком-то треке и в таких-то тактах записаны какие-либо MIDI-сообщения или другая информация (например, аудио файл – см. AudioTrack).

Рис. 2

Верхние девять треков – это обычные MIDI-треки, ниже расположен трек Drums, который является тоже MIDI-треком, но модернизированный для редактирования партий ударных инструментов. Под ним расположены еще несколько треков, чтобы показать, какие типы треков имеются в этой программе.

Это окно в других MIDI-секвенсорах может называться по-разному: главное окно, окно треков, окно песни. Так же по-разному называются в различных программах прямоугольники с MIDI-сообщениями – партии, клипы и т.д.

Слева от названия трека расположены колонки, которые дают о нем некоторую информацию (например, тип) или позволяют управлять его работой (например, заглушить его). Справа от имени трека видны колонки, в которых можно установить номер MIDI-канала для данного трека, громкость (Vol), тембр инструмента (Patchname), панораму (Pan), выходной MIDI-порт – все они не видны на данной картинке.

В нижней части экрана расположена транспортная панель, которую можно передвигать в любое место и даже спрятать. Она служит для управления воспроизведением, записью, позволяет изменить темп, включить метроном, установить границы цикла.

Поскольку и идеология, и внешний вид разных MIDI-секвенсоров схожие, можно сделать общие выводы об их основных функциях и принципах работы.

Во-первых, редактирование производится так же, как и в большинстве оконных редакторов – сначала необходимо какой-либо элемент выделить, а затем применить нужную операцию. Поскольку MIDI-сообщения носят разный характер и по-разному влияют на конечный результат – готовую музыку – для работы с ними существует несколько типов редакторов.

Окно аранжировки (окно треков)

В окне аранжировки (рис. 2) вы можете осуществлять несколько типов редактирования:

Партии в окне треков могут быть разной длины и иметь собственное имя. Партию можно заглушить (обратите внимание на два серых прямоугольника, с которых начинаются фортепианные треки). Можно заглушить и весь трек (на рис. 2 это трек Hammond).

Обычно каждому MIDI-треку соответствует свой MIDI-канал. Однако это не обязательно, в данном случае фортепианные партии левой и правой руки записаны на разные MIDI-треки, но воспроизводиться будут по одному четвертому MIDI-каналу.

Для осуществления многих операций редактирования существуют специальные инструменты, которые находятся на инструментальной панели. В некоторых MIDI-секвенсорах эта панель постоянно находится на экране, в других ее можно выбрать, щелкнув правой клавишей мыши по окну треков (рис. 3) или внутри соответствующего редактора. Назначение некоторых инструментов понятно из картинки (карандаш, ластик, ножницы), другие имеют более сложное специальное назначение.

Рис. 3

Редактор типа Piano-Roll

Это самый распространенный вид редактора (рис. 4). В его окне ноты изображаются в виде прямоугольничков, расположенных в особой системе координат: по вертикали – высота ноты, по горизонтали – время. Примерно так выглядели бумажные перфорированные ленты для механических пианино в начале ХХ века (отсюда и название - Piano-Roll). Громкость (параметр Velocity) каждой ноты может отображаться либо цветом, либо высотой соответствующего столбика в нижней части экрана.

На рис. 4 изображены аккорды, с которых начинается партия пианиста в знаменитом первом концерте для фортепиано с оркестром Петра Ильича Чайковского. Заметно, что все аккорды берутся приемом арпеджиато и немного с опережением ударов пульса – очень по джазовому!

Рис. 4

В редакторе этого типа легко исправлять и корректировать как большие музыкальные фрагменты, так и отдельные ноты:

Фактически в редакторе Piano-Roll можно осуществлять сложное редактирование музыкальных партий, даже не будучи знакомым с нотной грамотой. Слева в окне редактора расположена виртуальная фортепианная клавиатура, по которой можно играть мышкой.

Редактор списка

Этот инструмент тоже является необходимым элементом всякого мощного MIDI-секвенсора, и это единственный редактор, в котором можно найти и отредактировать все виды MIDI-сообщений (взятие и снятие нот, педали, изменение тембра, громкости). Например, на рис. 5 видно, что в начале партии был установлен тембр 26 (MIDI-сообщение Program Change), громкость (MIDI-сообщение Control Change). Затем для первых нот был применен эффект Modulation, а третья нота “плавно поехала вниз” (MIDI-сообщения Pitch Bend).

В редакторе списка неудобно работать со сложной музыкальной фактурой – не наглядно, зато он легко позволяет находить и редактировать любые “ненотные” MIDI-сообщения. На рис. 5 представлен редактор списка программы Cubase, помимо собственно списка он содержит еще два поля: правее списка можно найти графическое изображение соответствующего MIDI-сообщения, а еще правее – горизонтальные полоски, отображающие один из параметров этого MIDI-сообщения Val 1 или Val 2 (для нот это – Velocity, для Program Change – номер тембра и т.д.).

Рис. 5

Кстати данный редактор списка не совсем точно отображает поток нотных MIDI-сообщений. Это связано с тем, что в MIDI-технологии на каждую сыгранную ноту приходится два MIDI-сообщения, первое появляется в момент взятия ноты (Note On), второе – в момент отпускания клавиши (Note Off). А этот редактор изображает только первое, а после получения второго вычисляет получившуюся продолжительность ноты и показывает ее в колонке Length, хотя реально такого параметра не существует, и передаваться он никуда не может. Зато работать с такой формой представления нот гораздо удобней.

Нотный редактор

Еще каких-то 10-15 лет назад компьютерной музыкой занимались инженеры-энтузиасты, поэтому в нотном редакторе особой нужды не было. В нынешние времена без него не обходится ни один уважающий себя MIDI-секвенсор. Назначение его понятно – представить записанную в MIDI- виде информацию в нотной форме, правильно интерпретировать ее, а также распечатать.

В принципе, если партия было сыграна очень-очень точно, такую работу проделать легко. Однако, как только вы добавите в свое исполнение “живинку”, компьютер начнет ошибаться (не в том смысле, что изобразит неверную ноту, а в том, что читать такую формально правильную партию будет очень сложно). На рис. 6 - это три последних аккорда в левой руке, и последний в правой.

Рис. 6

То есть, фактически исполнитель немного “оттянул” их, решая какую-то художественную задачу. Правильно было бы изобразить эти ноты совпадающими с долями такта и поставить что-нибудь вроде Rit или Ad Libitum. Подобная проблема не является единственной в нотных редакторах и во многих случаях ее решение зависит от правильной настройки этого редактора.

Редактирование в нотном редакторе осуществляется “рисованием” и стиранием нот. Вы выбираете нужную длительность ноты и тыкаете мышкой в соответствующее место на нотном стане. В результате, одноголосую партию без пауз таким образом набирать еще можно, но более сложные партии лучше все-таки наиграть на подключенной к компьютеру MIDI-клавиатуре.

Некоторые нотные редакторы работают в двух режимах: обычном – это, когда нотоносец вытягивается в бесконечную линию без переносов и смены страниц, и страничном – когда партии распределены по страницам и готовы к изданию “книжкой”.

Микшерный пульт

С точки зрения нашего журнала – главнейший элемент программы, и с этим согласится любой музыкант, ведь существует только два способа быстро испортить музыку – транспонировать все партии на разные интервалы (сложный) и “скрутить” все ручки на микшерном пульте (доступный даже рабочему сцены).

Поскольку современные MIDI-секвенсоры позволяют записывать и редактировать не только MIDI, но и аудио, то и пульт может быть одного из трех видов: отдельно для MIDI, отдельно для аудио и совместный – собранный как из аудио, так и MIDI-полосок.

Разработчики программ постарались, чтобы внешний вид, назначение различных модулей и схема функционирования не отличались от таких же элементов современного “железного” собрата (рис. 7). Здесь и обычные фейдерные линейки на каждый канал со стандартным или расширенным набором переключателей и регуляторов, и регуляторы-мастер, все необходимые отводы для посыла сигнала на внешний модуль обработки или на внутренний подключаемый модуль программы (plug-in).

Рис. 7

Дополнительные возможности мощного MIDI-секвенсора

Набор дополнительных возможностей у программ-секвенсоров разных производителей может друг от друга отличаться. Отметим наиболее часто встречающиеся.

Автоаранжировка позволяет создавать полноценные музыкальные партии на основе заданной аккордовой схемы и выбранного стиля.

Логический редактор редактирует MIDI-сообщения на основе логических алгоритмов.

Редактор SysEx-сообщений необходим настройки и работы с внешними MIDI-устройствами или звуковой картой компьютера. SysEx-сообщения содержат не музыкальную информацию, а команды для настройки различных блоков и модулей такого устройства.

Программный модуль для работы с внешними устройствами (рис. 8) выполняет ту же задачу, что и редактор SysEx-сообщений, но его графический интерфейс повторяет внешний вид редактируемого устройства, что значительно облегчает работу с ним.

Рис. 8

Собственные модули для цифровой обработки звука (Рис. 9), которыми постепенно обзаводятся мощные программы-секвенсоры позволяют обходиться без дополнительных затрат на покупку внешних модулей.

К перечисленному можно добавить различные арпеджиаторы, виртуальные синтезаторы, гумманизаторы (модули для “очеловечивания” компьютерной музыки), объединение партий различных инструментов в группы, специализированные редакторы барабанных партий (один из них был подробно рассмотрен в предыдущем номере) и многое другое.

Рис. 9

А сегодня...

Первые компьютерные MIDI-секвенсоры появились около десяти лет назад. Можно было долго перечислять, каких функций в них не хватает – а теперь они превратились в столь мощные и разветвленные программные модули, что легче сказать, что в них никогда не пригодится.

Помнится, на подробное изучение первой версии программы Cubase у меня ушло месяца четыре. Очевидно, что на изучение последних версий должно уйти гораздо больше. С другой стороны, можно ткнуть в две-три клавиши и начать записывать свою музыку – отсюда большое искушение не тратить время на “лишние премудрости”, а работать с теми возможностями программы, которые сами попали “под горячую руку”. Кроме того, нет достаточно хорошей литературы на эту тему на русском языке.

Поэтому на сегодняшний день ситуация такова, что программы MIDI-секвенсоры могут предложить композитору и аранжировщику гораздо больше, чем тот в состоянии переварить. Возможно, следует упростить эти программы, разбить на несколько узко специализированных модулей, улучшить невероятно громоздкие руководства к программам.

MusicInforM
Начало страницы
MusicInforM
Сайт управляется системой uCoz