MusicInforM
H o m e
MusicInforM


Резюме:

Использование рифов в музыкальной аранжировке + нотные и аудио примеры.

Рифы, которые не надо обходить стороной

П А В Е Л   Ж И В А Й К И Н
(На основе статей для журнала "Шоу-Мастер")


С О Д Е Р Ж А Н И Е


Как можно классифицировать рифы?

Как использовать риф в конкретной аранжировке?

Как перевести риф в тональность вашей аранжировки?

Как учитывать смену гармонии?

Примеры рифовых рисунков


Музыкальные рифы - в отличие от подводных – не несут в себе опасность, а наоборот, значительно помогают в создании яркой современной аранжировки.

В статье "Портрет мелодии в интерьере" были рассмотрены разные приемы взаимодействия основной мелодии и “бэкграунда” - мелодической линии второго плана. В некоторых примерах в качестве бэкграунда использовался риф (иногда пишут рифф) – короткую многократно повторяющуюся мелодическую или ритмическую фразу. Это примеры 4, 5, 6, 7.

Но значение рифа в музыке гораздо шире – его можно применять и в басу, и в партиях аккомпанемента (гитары, синтезаторы). Не надо думать, что риф характерен только для современной популярной музыки, он широко встречается в народной музыке всех континентов. В классической музыке ярким примером ритмического рифа является “Болеро” Равеля, в котором характерный для этого танца рисунок звучит на протяжении всей пьесы, переходя от одного инструмента к другому (пример 1).

Пример 1. Ритмический рисунок, характерный для испанского танца болеро.

Ноты

Как можно классифицировать рифы?

Риф может иметь различную длину – полтакта, такт, два такта и так далее. Длина рифа измеряется не длиной его мелодического мотива, а расстоянием от одного повторения рифа до другого.

Таким образом, риф в примере 2А имеет длину два такта, хотя сам мотив занимает всего три четверти. Риф может начинаться со слабой доли внутри такта (пример 2В) или из-за такта (пример 2С).

Пример 2. Различные типы двухтактовых мелодических рифов.
Увеличить


Риф может быть чисто ритмическим, тогда он исполняется отдельной аккордовой нотой (Пример 3А), интервалом (3В) или всем аккордом (3С).

Большинство рифов можно применять в различных музыкальных стилях, но некоторые имеют характерные черты конкретного стиля (скажем, риф, приведенный в примере 3, часто используется в традиционном рок-н-ролле).

Пример 3. Примеры гармонизации ритмического рифа в тональности до-мажор.
Увеличить


Как использовать риф в конкретной аранжировке?

Риф можно исполнять сольным инструментом (допустим, саксофоном), любым инструментом ритм-секции (гитарой, синтезатором, бас-гитарой или ударными). Иногда риф исполняется всеми инструментами одновременно – такой прием называется тутти.

В некоторых случаях могут одновременно звучать несколько рифов – каждый исполняется своим инструментом (пример 4). При этом надо следить, чтобы не получилось чрезмерной плотности звучания, чтобы не оказалось, что на какую-то долю приходится диссонирующий аккорд или интервал – и главное, чтобы совместное звучание нескольких рифов складывалось в новый удачный рисунок.

При этом необходимо, чтобы каждый риф все-таки прослушивался самостоятельно. Для этого используются три приема. Во-первых, рифы можно развести по диапазону (в примере 4 третий риф сдвинут на октаву вниз). Во-вторых, если рифы играются в одном диапазоне, их можно отдать разным по тембру инструментам (скажем, саксофону и гитаре). В-третьих, желательно, чтобы мелодически и ритмически рифы поменьше пересекались, лучше каждый из них слегка упростить.

Пример 4. Три одновременно звучащих рифа.

Увеличить

Перед тем, как вставить конкретный риф в готовую аранжировку определите, в каком диапазоне и каким тембром он будет звучать. Это необходимо сделать хотя бы приблизительно, а потом всегда можно будет что-нибудь подправить.

Затем посчитайте длину части, в которой риф будет звучать, и прикиньте, сколько раз выбранный риф в эту часть укладывается. Учтите, что в конце части обычно следует брейк, в этом такте аккомпанемент немного меняется, и скорее всего, риф здесь будет только мешать.

Как перевести риф в тональность вашей аранжировки?

Большинство приведенных в этой статье рифов даны в тональности до-мажор. Если ваша аранжировка сделана в другой тональности, выбранный риф нужно транспонировать в эту тональность.

В примере 5 приведен двухтактовый риф в тональности до-мажор (пример 5 А). Затем был сделан анализ для каждой ноты – какой ступенью лада она является.

А в этом рифе имеются не только чистые ступени лада, но и третья и седьмая пониженные (пример 5 В). Допустим, тональность вашей аранжировки – ля мажор. Тогда нужно выписать соответствующие ступени лада, включая пониженные (пример 5 С). А затем на основе полученных ступеней и соблюдая исходный ритмический рисунок, выписать риф в новой тональности (пример 5 D).

Пример 5. Перенос рифа в другую тональность.

Увеличить

Как учитывать смену гармонии?

Существуют два способа изменять риф в соответствии со сменой гармонии внутри аранжировки. При использовании первого способа риф сдвигается на тот же интервал, что и гармония. При этом надо учитывать смену лада (минор-мажор), если лад меняется.

Двухтактовый риф в примере 6 повторяется четыре раза. Обратите внимание, что в мажорных тональностях между первой и второй нотами рифа (III и IV ступени лада) величина интервала – полтона, а в ля-миноре – тон.

Пример 6. Риф, который в разных тональностях звучит на одних и тех же ступенях лада.
Увеличить

При использовании второго способа риф после смены гармонии или вообще не сдвигается (пример 7 А и В), или изменяется так, чтобы сдвиг нот по высоте был минимальным (пример 8).

В последнем случае мотив рифа немного изменяется, так как меняются номера ступеней лада. Например, первая нота в первом и втором проведении рифа (пример 8) была первой ступенью лада, то в третьем и четвертом проведении – пятой.

Пример 7. При смене аккорда риф не меняется.
Увеличить



Пример 8. Минимальное изменение рифа при смене аккорда.
Увеличить

Примеры рифовых рисунков

Какой из приведенных здесь рифов подойдет к вашей аранжировке? Пробуйте, экспериментируйте. Важно учитывать темп, пульс, басовый рисунок и рисунок барабанов.

Много рифов вы найдете в примерах с 9 по 14. Если какой-то риф вам понравился, но не очень подходит, попробуйте изменить его – добавить или убавить ноты, сместить акценты, изменить длительность нот.

В мелодические рифы можно добавить второй голос (в терцию или сексту, а иногда хорошо звучат и кварты). Ритмические рифы можно исполнять одноголосными тембрами, аккордами или ударными инструментами.

Успеха! Особенно в создании собственных рифов.

Пример 9. Двухтактовые мелодические рифы.

Увеличить

Пример 10. Двухтактовые ритмические рифы.

Увеличить

Пример 11. Четырехтактовые мелодические рифы.

Увеличить

Пример 12. Несколько рифов, приведенных в двух тональностях – тоники (A, C, E, G, I) и доминанты (B, D, F, H, J).

Увеличить

Пример 13. Создание из двух разных рифов (А и В) нового (С).
Увеличить

A B 

Пример 14. Восьмитактовые мелодические рифы.

Увеличить

MusicInforM
Начало страницы
MusicInforM
Сайт управляется системой uCoz