Резюме: | Использование рифов в музыкальной аранжировке + нотные и аудио примеры. |
С О Д Е Р Ж А Н И Е |
Как можно классифицировать рифы? |
Музыкальные рифы - в отличие от подводных – не несут в себе опасность, а наоборот, значительно помогают в создании яркой современной аранжировки. В статье "Портрет мелодии в интерьере" были рассмотрены разные приемы взаимодействия основной мелодии и “бэкграунда” - мелодической линии второго плана. В некоторых примерах в качестве бэкграунда использовался риф (иногда пишут рифф) – короткую многократно повторяющуюся мелодическую или ритмическую фразу. Это примеры 4, 5, 6, 7. |
Но значение рифа в музыке гораздо шире – его можно применять и в басу, и в партиях аккомпанемента (гитары, синтезаторы). Не надо думать, что риф характерен только для современной популярной музыки, он широко встречается в народной музыке всех континентов. В классической музыке ярким примером ритмического рифа является “Болеро” Равеля, в котором характерный для этого танца рисунок звучит на протяжении всей пьесы, переходя от одного инструмента к другому (пример 1). |
Пример 1. Ритмический рисунок, характерный для испанского танца болеро. |
|
Риф может иметь различную длину – полтакта, такт, два такта и так далее. Длина рифа измеряется не длиной его мелодического мотива, а расстоянием от одного повторения рифа до другого. |
Таким образом, риф в примере 2А имеет длину два такта, хотя сам мотив занимает всего три четверти. Риф может начинаться со слабой доли внутри такта (пример 2В) или из-за такта (пример 2С). |
B |
Риф может быть чисто ритмическим, тогда он исполняется отдельной аккордовой нотой (Пример 3А), интервалом (3В) или всем аккордом (3С). |
Большинство рифов можно применять в различных музыкальных стилях, но некоторые имеют характерные черты конкретного стиля (скажем, риф, приведенный в примере 3, часто используется в традиционном рок-н-ролле). |
Пример 3. Примеры гармонизации ритмического рифа в тональности до-мажор. |
B C |
Риф можно исполнять сольным инструментом (допустим, саксофоном), любым инструментом ритм-секции (гитарой, синтезатором, бас-гитарой или ударными). Иногда риф исполняется всеми инструментами одновременно – такой прием называется тутти. В некоторых случаях могут одновременно звучать несколько рифов – каждый исполняется своим инструментом (пример 4). При этом надо следить, чтобы не получилось чрезмерной плотности звучания, чтобы не оказалось, что на какую-то долю приходится диссонирующий аккорд или интервал – и главное, чтобы совместное звучание нескольких рифов складывалось в новый удачный рисунок. |
При этом необходимо, чтобы каждый риф все-таки прослушивался самостоятельно. Для этого используются три приема. Во-первых, рифы можно развести по диапазону (в примере 4 третий риф сдвинут на октаву вниз). Во-вторых, если рифы играются в одном диапазоне, их можно отдать разным по тембру инструментам (скажем, саксофону и гитаре). В-третьих, желательно, чтобы мелодически и ритмически рифы поменьше пересекались, лучше каждый из них слегка упростить. |
Пример 4. Три одновременно звучащих рифа. |
Перед тем, как вставить конкретный риф в готовую аранжировку определите, в каком диапазоне и каким тембром он будет звучать. Это необходимо сделать хотя бы приблизительно, а потом всегда можно будет что-нибудь подправить. |
Затем посчитайте длину части, в которой риф будет звучать, и прикиньте, сколько раз выбранный риф в эту часть укладывается. Учтите, что в конце части обычно следует брейк, в этом такте аккомпанемент немного меняется, и скорее всего, риф здесь будет только мешать. |
Большинство приведенных в этой статье рифов даны в тональности до-мажор. Если ваша аранжировка сделана в другой тональности, выбранный риф нужно транспонировать в эту тональность. В примере 5 приведен двухтактовый риф в тональности до-мажор (пример 5 А). Затем был сделан анализ для каждой ноты – какой ступенью лада она является. |
А в этом рифе имеются не только чистые ступени лада, но и третья и седьмая пониженные (пример 5 В). Допустим, тональность вашей аранжировки – ля мажор. Тогда нужно выписать соответствующие ступени лада, включая пониженные (пример 5 С). А затем на основе полученных ступеней и соблюдая исходный ритмический рисунок, выписать риф в новой тональности (пример 5 D). |
Пример 5. Перенос рифа в другую тональность. |
Существуют два способа изменять риф в соответствии со сменой гармонии внутри аранжировки. При использовании первого способа риф сдвигается на тот же интервал, что и гармония. При этом надо учитывать смену лада (минор-мажор), если лад меняется. |
Двухтактовый риф в примере 6 повторяется четыре раза. Обратите внимание, что в мажорных тональностях между первой и второй нотами рифа (III и IV ступени лада) величина интервала – полтона, а в ля-миноре – тон. |
Пример 6. Риф, который в разных тональностях звучит на одних и тех же ступенях лада. |
При использовании второго способа риф после смены гармонии или вообще не сдвигается (пример 7 А и В), или изменяется так, чтобы сдвиг нот по высоте был минимальным (пример 8). |
В последнем случае мотив рифа немного изменяется, так как меняются номера ступеней лада. Например, первая нота в первом и втором проведении рифа (пример 8) была первой ступенью лада, то в третьем и четвертом проведении – пятой. |
A B |
Какой из приведенных здесь рифов подойдет к вашей аранжировке? Пробуйте, экспериментируйте. Важно учитывать темп, пульс, басовый рисунок и рисунок барабанов. Много рифов вы найдете в примерах с 9 по 14. Если какой-то риф вам понравился, но не очень подходит, попробуйте изменить его – добавить или убавить ноты, сместить акценты, изменить длительность нот. |
В мелодические рифы можно добавить второй голос (в терцию или сексту, а иногда хорошо звучат и кварты). Ритмические рифы можно исполнять одноголосными тембрами, аккордами или ударными инструментами. Успеха! Особенно в создании собственных рифов. |
Пример 9. Двухтактовые мелодические рифы. |
Пример 10. Двухтактовые ритмические рифы. |
Пример 11. Четырехтактовые мелодические рифы. |
Пример 12. Несколько рифов, приведенных в двух тональностях – тоники (A, C, E, G, I) и доминанты (B, D, F, H, J). |
Пример 13. Создание из двух разных рифов (А и В) нового (С). |
A B C |
Пример 14. Восьмитактовые мелодические рифы. |