MusicInforM
H o m e
MusicInforM


600 звуковых и музыкальных программ

П А В Е Л   Ж И В А Й К И Н


С О Д Е Р Ж А Н И Е

MusicInforM

MusicInforM

Музыка и нотная запись

Музыка всегда отличалась от других видов искусства. Она по природе своей носит абстрактный, формальный характер и почти не связана с образами реального мира. Этим она долгие века будоражила великие умы, и многие ее загадки до сих пор не раскрыты.
    Меня же всегда занимал такой вопрос: почему ни в одном другом виде искусства не была изобретена нотная запись или что-нибудь адекватное? Нотная запись - это указания человеку, в каких местах прикасаться к музыкальному инструменту пальцами, и как долго эти прикосновения должны длиться.

Причем, это касается и вокалистов - нотная запись никак не связана с управлением голосовыми связками. Просто вокалисты должны извлекать такие звуки, которые сыграл бы музыкант на инструменте.

Почему не появилась нотная запись, например, в живописи? Чтобы какие-нибудь крючочки говорили художнику - кисть нужно взять так-то, окунуть в такую-то краску, прикоснуться к холсту там-то?


К сожалению, программы, о которых здесь пойдет речь, тоже не дают этому феномену объяснение, хотя и могут многое в области нотной записи. Нотный редактор - это что-то среднее между текстовым и графическим редакторами.
    С одной стороны, эти программы работают с нотным текстом, который имеет хоть и больший по сравнению с алфавитом символьный арсенал, но тоже подчиняется строгим правилам. Например, все ноты расположены только на линейках или между ними.

С другой стороны, важнейшей стороной нотной записи является изображение. На Рис. 1 изображена первая фраза детской песенки "Маленькой елочке холодно зимой". Для компьютера такая запись - самая удобная. Определено все и даже больше: когда, какая нота, сколько должна длиться, на каком треке, через какой MIDI-канал.

Рис 1. Компьютерная запись песни «Маленькой елочке холодно зимой».

<alt="Компьютерная запись музыки">

А музыканту удобно? А дирижеру, управляющему оркестром? А в темпе Аллегро?
    Поэтому мало указать, какие ноты должны быть сыграны – важно, чтобы это все легко читалось, одним взглядом охватывался большой объем символов, соблюдалась какая-никакая эргономика. Например, если нота звучит выше, то пусть и на нотном листе она будет изображена выше.

Несмотря на все указанные и оставленные на потом проблемы, нотных редакторов становится все больше – видимо, есть потребность и спрос. Вы можете найти мощные издательские системы со сложным интерфейсом и множеством функций. Есть и совсем простые программы, которые позволяют набрать и распечатать одноголосую мелодию.


Все профессиональные MIDI-секвенсоры и большинство простых секвенсоров предполагают наличие встроенного нотного редактора. И наоборот, почти все нотные редакторы могут воспроизводить набранный или записанный нотный текст как MIDI-файл. Таким образом, здесь наблюдается некоторое взаимопроникновение программ одной группы в другую.

Чтобы определить, какая это программа – MIDI-секвенсор или нотный редактор – необходимо посмотреть, чему посвящены большинство ее инструментов и функций. Если у программы нет других средств воздействия на MIDI-события, кроме изменения нотного текста – это нотный редактор. Если основное окно программы предполагает запись музыки в треки (любого вида), а не на нотный стан – то перед вами MIDI-секвенсор.


MusicInforM

MusicInforM
Сайт управляется системой uCoz