С О Д Е Р Ж А Н И Е |
ПРЕДЫДУЩАЯ СТРАНИЦА | ПРОДОЛЖЕНИЕ |
Основное различие музыки, записанной в виде MIDI-сообщений и в виде нот на бумаге, заключается в том, что MIDI-запись – это зафиксированный объект, где каждая нота имеет точное значение по громкости и длительности. Темп этой записи в каждый момент имеет тоже точное фиксированное значение. |
Нотный же текст точно сообщает только две вещи: какая нота должна быть сыграна, и порядок следования нот. Все остальное носит как бы рекомендательный характер. Музыкант уже во время исполнения задает параметрам каждой ноты определенное значение. |
Многие вещи в нотных редакторах изображаются не так, как фактически звучат. Например, ноты, сыгранные приемом стаккато, звучат очень коротко, а в тексте могут изображаться любой длительностью (восьмыми, четвертями, половинными). И таких условностей легко набрать десятки. Трель изображается в виде ноты с волнистой чертой, а фактически играется последовательность двух чередующихся нот с неопределенной реальной длительностью. |
Даже на таких маленьких примерах видно как усложнится нотная запись, если компьютер станет давать указания в нотном редакторе в виде реально звучащей музыки, а не в условных нотных обозначениях. С другой стороны, нельзя нотный редактор превращать в обычный графический, то есть рисовать нотный текст как обычную картинку. Каждая нота может располагаться только между нотными линейками или точно по центру одной из них, диез ставится точно перед нотой и т.д. |
Дополнительную сложность добавляет то, что длительности в нотной записи носят не фиксированный (в секундах или долях секунды), а условный характер. Ни одно музыкальное произведение не играется с начала до конца точно в одном темпе (как под метроном). И не всегда имеется партия, по которой можно легко определить пульс пьесы (ударные, бас). |
В связи с этим необходимо отметить еще одну важную функцию нотного редактора – перевод MIDI-файла или MIDI-сообщений в нотный текст. И здесь программа-редактор встретится с теми же трудностями, что были описаны выше. Даже если вы просто ритмично хлопаете в ладони, это можно записать десятью разными, но абсолютно правильными способами: половинными нотами в быстром темпе, четвертями – в среднем, восьмыми – в медленном, в размере две четверти, три восьмые и т.д. |
Рис. 2. MIDI-файлы, изображенные на Рис. 2 и 3, звучат абсолютно одинаково. Но попробуйте-ка предложить второй вариант Бетховену! |
Рис. 3. Нотная запись того же MIDI-файла, что и на рис. 2 - но с неудачно выбранными параметрами |
Все перечисленные проблемы показывают вам, по каким параметрам нужно выбирать нотный редактор. Если вы имеете дело с современной ритмичной танцевальной музыкой, то нет необходимости в сложном нотном редакторе. Если у вас сложная музыкальная пьеса с различными мелодическими украшениями, плавными изменениями темпа, и вам нужно, чтобы нотный текст удобно читался – приготовьтесь к изучению сложной программы со многими панелями, функциями и пр. |
И, наконец, последнее немаловажное замечание. Почти все нотные редакторы имеют функцию печати, но не могут экспортировать свои файлы в обычные текстовые редакторы. Другими словами, если Вы получили нужный вид вашей пьесы в нотном редакторе, то вы не всегда сможете вставить его как картинку, скажем, в Word. |
Для решения этой задачи можно пойти тремя путями. Во-первых, можно сначала отпечатать нужный нотный текст на бумаге. Затем отсканировать его обычным сканером и сохранить на хард-диске в файле изображения в подходящем формате (TIF, BMP, JPG или другом). И, наконец, вставить этот файл, как обычную картинку, в ваш текст. Этот путь довольно долог, предполагает наличие качественного принтера, сканера, кроме того, требует умения подбирать необходимые параметры и режимы для этих устройств. |
В другом случае, вам необходима программа, которая может снимать изображение с экрана и сохранять его в виде графического файла прямо на хард-диск. Тогда не нужны как промежуточные звенья принтер, сканер и сам процесс проходит быстрее. Но в этом случае качество изображения зависит от режима, в котором работает ваш монитор (разрешающая способность), и от самой снимающей программы. Такой программой может быть Microsoft Camcoder или Lotus ScreenCam, или небольшая программа Clip’nSave фирмы Dynalink Technologies. |
Третий путь дает, пожалуй, самый удобный вариант. Вам необходимо предварительно установить драйвер какого-либо из принтеров типа PostScript, желательно помощнее. Сам принтер иметь необязательно. После этого вы прямо из своего нотного редактора выбираете функцию «Печать в файл» и назначаете для печати этот PostScript-принтер. |
Результатом будет файл, который можно загрузить в подходящий графический редактор, например Corel Draw. Вы получите векторную картинку идеального качества, у которой абсолютно без потерь можно изменять размеры, а затем и вставить в любой текстовый редактор. |
Нотный текст веками оставался единственным средством общения между музыкантами разных стран и поколений. С появлением звукозаписи многое в музыке изменилось. Пластинки, кассеты, компакт-диски могут передать в звуке все…
|
Хороший музыкант окинет и оценит нотный лист одним взглядом, а звучать этот лист, может, будет минуты две.
|
ПРЕДЫДУЩАЯ СТРАНИЦА | НАЧАЛО СТРАНИЦЫ | ПРОДОЛЖЕНИЕ |