С О Д Е Р Ж А Н И Е |
ПРЕДЫДУЩАЯ СТРАНИЦА | ПРОДОЛЖЕНИЕ |
Программа музыкальный автоаранжировщик работает почти так же, как и обычный профессиональный аранжировщик. Вы задаете гармоническую схему пьесы с указанием основных элементов музыкальной формы. Для несложной песни этими элементами будут являться вступление, куплет, припев и кода, причем надо указать в какой последовательности и по сколько раз куплет и припев чередуются.
Гармоническая схема задается в виде тактов, с расположенными внутри них аккордовыми символами. Для удобства элементы формы (куплеты, припевы или части) обозначаются латинскими буквами. В качестве примера, на Рис.1 изображена гармоническая схема итальянской песни “O Sole Mio” в тональности до-мажор (она же - “It’s Now Or Never” в исполнении Элвиса Пресли).
Рис. 1 Гармоническая схема песни “O Sole Mio”. Такты отделяются вертикальными палочками, пустой такт означает продолжение предыдущего аккорда.
Для некоторых программ-аранжировщиков не надо несколько раз расписывать одинаковые части (куплеты, припевы), достаточно указать их количество.
После этого необходимо выбрать стиль, в котором должна звучать пьеса: классика, джаз, рок или даже более узко – например, медленный фокстрот в духе тридцатых годов. Одни автоаранжировщики предоставляют большое количество возможных стилей (больше ста), другие специализируются на определенной тематике (скажем, популярная музыка 90-х годов).
После того, как закончены ввод аккордов и настройка стиля, программа генерирует аккомпанирующие партии сразу для всей пьесы и для всех инструментов. Существует два основных алгоритма.
В первом программа использует записанные заранее готовые куски, транспонируя их в нужную тональность и развертывая на заданное число тактов или долей такта. Обычно, чтобы аккомпанемент не был очень однообразным, записывается несколько вариантов, и программа случайным образом выбирает один из них. Приблизительно так поступает программа Band-In-A-Box.
В другом случае для каждого стиля и каждого инструмента задается сложный (или не очень) алгоритм. Вы включаете режим Compose (Сочинить) и прослушиваете все, что программа выдает, подчиняясь этому алгоритму. Когда наступает момент, и вновь созданный вариант аранжировки Вам нравится, Вы его фиксируете. Примерно такой подход использует программа Jammer Pro.
Простым примером такого алгоритма может служить партия большого барабана в стиле “Марш для духового оркестра” – бей на счет “раз” и “три” или на счет “раз” - “два” - “три” – “четыре”! Программа на основе этого алгоритма случайным образом генерирует партию большого барабана, а Вы отбираете вариант, который Вам подходит.
В Табл. 1 я постарался свести основные моменты, на которые следует обратить внимание при выборе программы-автоаранжировщика.
Табл. 1 Основные функции и возможности программ-автоаранжировщиков
|
|
Количество различных аккордов | Обычно применяются аккордовые символы, принятые в джазовой и популярной музыке. Но, так как единых стандартов нет, то их написание может отличаться. Важно также умение программы различать аккорд и басовую ноту, когда она не совпадает с тоникой аккорда |
Количество музыкальных стилей | Чем больше и разнообразней – тем лучше. Кроме того, важно для каждого стиля иметь две и даже больше модификации. Модификации (или вариации стиля) применяются, когда вся пьеса звучит в одном духе, но хочется, чтобы куплет и припев немного отличались. Или чтобы второй куплет чуть-чуть отличался от первого |
Возможность пометки перехода между частями | В популярной музыке при переходе к другой части применяются так называемые брейки (break) или филл-ины (fill-in). Чаще всего это выражается коротким соло барабанщика с акцентом по тарелке на сильную долю первого такта следующей части |
Возможность редактировать готовые стили | Допустим, Вы захотите внести в существующий стиль некоторые изменения: добавить еще один инструмент или изменить рисунок партии уже существующего инструмента |
Возможность самому составлять новые стили | Пользуясь технологией программы-автоаранжировщика, Вы можете создать свой стиль и использовать его в своем творчестве. Это важно, когда музыка, с которой Вы работаете, является свежей и оригинальной |
Импорт MIDI-файла | Вы можете импортировать MIDI-файл, чтобы записанные в нем MIDI-треки звучали совместно с партиями Вашей аранжировки |
Экспорт в MIDI-файл | Вы можете сохранить сделанную готовую аранжировку в виде стандартного MIDI-файла для дальнейшего использования другими программами или для WWW-страниц |
Возможность управлять звучанием аранжированного рисунка | Вы можете добавлять/убавлять громкость отдельных партий, менять для них инструменты (например, вместо саксофона – кларнет), панораму и т.п. |
Возможность дописать мелодические партии к созданному аккомпанементу | Допустим, аккомпанемент, созданный программой, Вас полностью удовлетворяет, но необходимо дописать мелодию и даже бэкграунд |
Возможность делать стоп-таймы | В некоторых тактах Вашей песни в аккомпанементе должна быть пауза |
Разрешающая аккордовая способность | Здесь подразумевается вот что – сколько раз внутри одного такта программа позволяет менять аккорды |
Специальные аранжировочные приемы для вступления и коды | Во многих музыкальных стилях существуют специальные шаблоны для вступления или окончания пьесы |
Возможность генерировать сольные партии | Программа создает, например, соло саксофона на припев песни, используя закономерности и особенности выбранного стиля (скажем, создается сольный стиль в духе Армстронга для трубы или в духе Клэптона для гитары) |
Возможность распечатывать мелодические и аккомпанирующие партии для “живых” музыкантов | Если Вам понравилась аранжировка, созданная программой, Вы можете распечатать отдельные партии и раздать их музыкантам (каждому свой инструмент, разумеется) для концертных выступлений |
Возможность ввести стихотворную строчку для мелодии | Здесь имеется в виду то, что Вы подписываете стихи, как в обычных нотах под мелодией, и впоследствии можете все это распечатать на принтере |
Возможность распечатать набранную в программе гармоническую схему песни | Не требует объяснения |
Возможность представить структуру песни в наглядном виде | Удобно, когда Вы можете изобразить структуру песни в виде квадратиков, соответствующих вступлению, первому куплету, второму, переходу и так далее |
В отличие, например, от графических редакторов, которые становятся все более похожими друг на друга, программы автоаранжировщики радуют глаз поразительной непохожестью. Кроме того, следует учитывать, что их версии меняются не с такой скоростью, как MS Office, поэтому некоторые из программ, которые вы здесь найдете, не являются новинками. Но каждая из них рассчитана на свой круг пользователей (разные вкусы, разные уровни подготовки), и каждая имеет некоторые свои оригинальные идеи.
ПРЕДЫДУЩАЯ СТРАНИЦА | НАЧАЛО СТРАНИЦЫ | ПРОДОЛЖЕНИЕ |