С О Д Е Р Ж А Н И Е |
ПРЕДЫДУЩАЯ СТРАНИЦА | ПРОДОЛЖЕНИЕ |
Совсем другой подход к созданию аранжировки использует программа (Рис. 5). Если Visual Arranger и Band-In-A-Box используют куски записанных аранжировок, в которых все инструменты исполняют готовые партии, то программа Jammer Pro поступает по-другому.
У нее тоже есть понятие “стиль”. Но программа не фиксирует в этом стиле готовые записанные заранее партии. Программа имеет алгоритм (логическую инструкцию) для игры на каком-нибудь инструменте в этом стиле.
Упрощенно говоря, это выглядит примерно так. Возьмем в качестве самого простого примера стиль “марш”. Размер 4/4. Инструкции для барабана, баса и группы кларнетов выглядят так:
Рис. 5 Главное окно программы Jammer Pro
Все инструменты в программе Jammer работают в двух основных режимах – Compose (Сочинять) и Keep (Сохранять). Сначала вы все инструменты включаете в режиме Compose. Разумеется, перед этим вы уже набрали гармоническую схему вашей песни. Все инструменты начинают играть, каждый по своему алгоритму.
Вы слушаете и оцениваете результат. Допустим, вся ваша пьеса – это четыре такта на аккорд до-мажор (не забывайте, все гениальное – просто!).
Итак, все инструменты играют, каждый по собственному алгоритму, и дошли до конца. Случайным образом оказался следующий вариант аранжировки:
Табл. 2 Первый получившийся вариант аранжировки в программе Jammer Pro.
Барабан |
/_/_ |
/_/_ |
/_/_ |
//// |
Кларнеты |
_А_А |
_А_А |
АААА |
_А_А |
Бас |
1_1_ |
1_1_ |
1_1_ |
1_5_ |
Партия большого барабана сразу получилась то, что надо: – сначала стабильно на первую и третью доли, а конец подчеркнут четырьмя ударами на каждую долю.
Партия баса в конце подкачала: кто же заканчивает марш не на основную, а на пятую ступень?
Да и кларнеты зря вдруг зачастили в третьем такте.
На основании этих выводов, Вы переключаете барабаны в режим Keep, а бас и кларнеты оставляете в режиме Compose. Теперь партия барабанов не будет меняться, а кларнеты и бас попробуют другой вариант.
Включаете программу снова и получаете новую версию аранжировки. Если партия какого-нибудь инструмента вам понравится, вы ее тоже переключаете в режим Keep.
Повторяя цикл за циклом, вы ждете, пока, наконец, последняя партия вас не удовлетворит. После этого вы и ее переключаете в режим Keep, и ваша аранжировка готова.
Приведенный выше марш я бы “заморозил” на таком варианте:
Табл. 3 Окончательный вариант аранжировки в программе Jammer Pro.
Барабан |
/_/_ |
/_/_ |
/_/_ |
//// |
Кларнеты |
_А_А |
_А_А |
_А_А |
АААА |
Бас |
1_5_ |
1_5_ |
1_5_ |
1_1_ |
Разумеется, программа предоставляет больше возможностей, но основной принцип именно таков.
А теперь вновь обратимся к главному окну программы (Рис. 5). В нижней части виден нотный листок, на который Вы записываете аккорды пьесы и ее структуру. Слева находится столбик с картинками, которые соответствуют разным режимам и функциям программы. Например, щелкнув по картинке с двумя парнями, Вы вызовете окно стилей (Рис. 6).
Рис. 6 Окно стилей программы Jammer Pro
Как вы видите, программа не ограничивается одним маршем. Стили и подстили расписаны довольно подробно. Для примера возьмем третий с конца стиль - Country Swing – и рассмотрим его характеристики.
Табл. 4 Характеристики стиля Country Swing программы Jammer Pro.
Характеристика стиля |
Пояснение |
Country |
Это означает, что будут использоваться инструменты ансамбля кантри: барабаны, бас, гитары, скрипка |
Swing |
Это означает, что музыка исполняется не ровными восьмыми, а со свингом |
Medium |
Темп средний |
Ending |
Этот подстиль должен использоваться для окончания пьесы |
Violin Hold |
Скрипка будет тянуть длинную ноту |
Bass Hold |
Бас будет тянуть длинную ноту (как и полагается в конце пьесы) |
Итак, если мы пишем пьесу в стиле кантри, этот стиль мы назначаем для последнего такта. Затем ставим инструменты в режим Compose и прослушиваем варианты этого последнего такта, переключая понравившиеся партии в режим Keep. Как только последний инструмент будет переключен в этот режим, аранжировка окончания готова. Такую процедуру необходимо проводить для всех кусков пьесы. Или сразу для всей пьесы, если Вы не хотите, чтобы вступление и окончание отличались от середины пьесы.
Вернемся еще раз к главному окну программы (Рис. 5). Функции картинок в верхнем горизонтальном ряду очевидны – здесь Вы можете выбрать нужный инструмент.
Рис. 5 Главное окно программы Jammer Pro
И, наконец, в центре находится основное поле деятельности при работе с этой программой – окно треков. Каждый трек имеет множество параметров, управляя которыми, Вы добиваетесь от него нужного звучания. Сложив звучание всех треков, вы получаете готовую аранжировку.
В заключение, хочу отметить, что программа Jammer Pro тоже позволяет редактировать стили, тоже сохраняет созданные аранжировки в своем формате или экспортирует их в стандартный MIDI-файл.
ПРЕДЫДУЩАЯ СТРАНИЦА | НАЧАЛО СТРАНИЦЫ | ПРОДОЛЖЕНИЕ |