С О Д Е Р Ж А Н И Е |
ПРЕДЫДУЩАЯ СТРАНИЦА | ПРОДОЛЖЕНИЕ |
MIDI-секвенсор – программа, позволяющая записывать и редактировать MIDI-сообщения и представляющая их в виде треков. MIDI-трек - полный аналог звуковой дорожки многодорожечного ленточного магнитофона. Внешний вид различных MIDI-секвенсоров может весьма отличаться, но в последнее время появилась тенденция к их сближению.
Главным элементом любого MIDI-секвенсора является окно треков (или окно аранжировки, или окно песни, или еще как-нибудь). Его структура видна на Рис. 14. Обычно, это – группа горизонтальных полос во весь экран, расположенных друг под другом. Каждая такая полоса соответствует MIDI-треку. В ее левой части находится имя MIDI-трека и значения его различных параметров, а в правой – свободное поле, на котором располагаются MIDI-сообщения, относящиеся к этому треку.
Такая схема удобна тем, что является наглядной (вы, как полководец, видите сверху поле сражения и свои отряды), и, к тому же, позволяет проводить некоторые действия сразу со всеми MIDI-событиями трека, меняя любой из его параметров.
MIDI-треки имеют некоторое сходство с MIDI-каналами. Но MIDI-каналов всегда фиксированное количество (16) на один MIDI-порт, а количество возможных MIDI-треков определяется мощностью программы.
Таким образом, несколько MIDI-треков могут посылать свои сообщения через один MIDI-канал. Но, в то же время, один MIDI-трек может содержать MIDI-сообщения для нескольких MIDI-каналов.
Рис. 14 Структура главного окна большинства MIDI-секвенсоров.
Поле в правой части на Рис. 14 размечено на обычные музыкальные такты. Большинство современных MIDI-секвенсоров представляют MIDI-сообщения, находящиеся в этом поле, в виде прямоугольников. Этот прямоугольник у разных программ носит различное название (Part, Clip), но суть его одна: он объединяет все MIDI-сообщения данного трека, находящиеся в музыкальных тактах, которые он занимает. Это тоже позволяет проводить различные операции редактирования MIDI-сообщений (выбирать, вырезать, вставлять, переносить и т.д.) легко и наглядно.
Этот прямоугольник можно сравнить с обычной нотной партией для музыкального инструмента, только не для всей пьесы сразу, а для ее части. Поэтому в дальнейшем я буду называть его партией. Впрочем, такая партия может быть длиной и на всю пьесу.
Современные MIDI-секвенсоры включают в себя возможность многодорожечной цифровой записи звука, поэтому уже не являются только MIDI-программами. Тем не менее, от обычных звукозаписывающих студий они отличаются развитыми средствами представления и редактирования MIDI-сообщений.
Аудио треки по внешнему виду схожи с MIDI-треками, но, разумеется, у них другие выходные порты (не MIDI, а аудио) и другие параметры.
Несмотря на различия, почти все MIDI-секвенсоры имеют схожие средства редактирования MIDI-сообщений. Обычно они располагаются в своих окнах. Самым распространенным инструментом является окно, в котором MIDI-ноты изображаются в виде прямоугольничков, расположенных в особой системе координат: по вертикали – высота ноты, по горизонтали – время. Примерно так выглядели бумажные перфорированные ленты для механических пианино в начале ХХ века. Поэтому такие редакторы часто имеют название – Piano-Roll (Рис. 16).
Другим, можно сказать, обязательным средством является редактор в виде списка всех MIDI-сообщений, располагающихся на данном треке или в данной партии (Рис. 17). Это единственный редактор, в котором можно найти и отредактировать все виды MIDI-сообщений. Пожалуй, только SysEx-сообщения в нем неудобно редактировать, так как они могут быть очень большими.
В каждой строчке этого редактора, обычно, находится одно MIDI-сообщение и следующая информация о нем:
начало (в реальном времени или в музыкальных тактах);
вид MIDI-сообщения (Note On, Program Change, Pitch Bend или другие);
параметры MIDI-сообщения (они зависят от вида MIDI-сообщения – например, для Note On это будет номер MIDI-ноты и ее громкость);
MIDI-канал;
возможна и другая информация.
Для удобства некоторые MIDI-сообщения представлены в несколько ином виде. Например, многие редакторы пропускают MIDI-сообщение Note Off (снятие ноты), зато для сообщения Note On указывают длину ноты (в реальном времени, но чаще в нотных длительностях). Такая форма более понятна и естественна.
Все современные MIDI-секвенсоры дают возможность редактировать свои партии и в обычном нотном виде (Рис. 19). Эти редакторы обладают разной мощностью и предоставляют различные инструменты для редактирования. Поскольку они чисто автоматически переводят MIDI-события в обычные ноты, то вид этих нотных партий может показаться немного непривычным. Об этом говорится в разделе о нотных редакторах, и все замечания, приведенные там, можно отнести и к этим нотным редакторам.
Ну, и, наконец, еще одним непременным атрибутом любого MIDI-секвенсора является виртуальный микшерский пульт (Рис. 20). Его назначение и возможности не требуют специальных объяснений.
Табл. 3 Основные функции и возможности MIDI-секвенсоров.
Функция |
Пояснение |
Стандартные функции и возможности |
Встречаются почти у всех MIDI-секвенсоров |
Окно треков |
Окно, в котором отображаются MIDI-треки и поле, в котором находятся квадратики или прямоугольники с MIDI-сообщениями |
Редактор типа Piano-Roll |
Окно редактирования, в котором изображение MIDI-нот схоже с перфорированной лентой для механических пианино |
Редактор списка |
Окно редактирования, в котором MIDI-сообщения представлены в виде списка |
Нотный редактор |
Окно редактирования, в котором MIDI-ноты представлены как обычный нотный текст |
Микшерский пульт |
Микшерский пульт для управления громкостью, панорамой и другими параметрами MIDI-канала |
Окно управления темпом |
Не требует пояснения |
Возможность загружать несколько проектов (аранжировок) одновременно |
Не требует пояснения |
Возможность импорта/экспорта MIDI-файлов и файлов других форматов |
Не требует пояснения |
Дополнительные возможности |
|
Автоаранжировка |
Способность создавать музыкальные партии на основе заданной аккордовой схемы |
Логический редактор |
Редактор, который выбирает и редактирует MIDI-сообщения на основе логических алгоритмов. Например, сделать все ноты До первой октавы четвертными триолями |
Редактор SysEx-сообщений |
SysEx-сообщения содержат не музыкальную информацию, а команды для настройки различных блоков и модулей MIDI-устройства |
Работа с внешними MIDI-устройствами: синтезаторами, пультами, сэмплерами и т.п. |
Наличие специальных встроенных модулей для работы с внешними MIDI-устройствами: редактирование банков, тембров, настройка блоков и прочее |
Работа со звуком (аудио) |
|
Возможность цифровой записи, редактирования и воспроизведения звука |
Обычные редакторские функции (см. раздел о звуковых редакторах) |
Вызов внешних звуковых редакторов |
Возможность редактирования звуковых треков другими программами без выхода из MIDI-секвенсора |
Возможность подключения плагинов |
Внешние программы обработки звука работают как часть MIDI-секвенсора |
Микшерский пульт для аудио треков |
Не требует пояснения |
Импорт/экспорт аудио файлов |
Не требует пояснения |
ПРЕДЫДУЩАЯ СТРАНИЦА | НАЧАЛО СТРАНИЦЫ | ПРОДОЛЖЕНИЕ |