MusicInforM
H o m e
MusicInforM


Резюме:

Практические примеры из опыта музыкальной аранжировки на компьютере.

Хроника пикирующего аранжировщика

П А В Е Л   Ж И В А Й К И Н
(На основе статей для журнала "Шоу-Мастер")

Работу аранжировщика можно сравнить с работой разведчика – она не видна миру, требует знаний, опыта, умения часами сидеть над нотными листами или перед компьютером. И как настоящий шпион, аранжировщик порой оказывается в ситуациях, когда решения надо принимать быстро и точно. О некоторых таких случаях и пойдет речь в этой статье.

Народ боготворит певцов и музыкантов-исполнителей, иногда вспоминает композиторов, изредка в титрах мелькают фамилии поэтов, а непосредственных авторов того, что звучит со сцены и на экране – тех, кто придумывает все музыкальные партии, добивается, чтобы у песни появилось индивидуальное звучание – знает узкий круг специалистов. Исключением, пожалуй, является только Джордж Мартин – аранжировщик и звуковой продюсер почти всех песен Beatles.

Как изменить ритмическую пульсацию в свинге

1993 год. Художественный фильм “Осенние соблазны”. Музыка – рок-н-ролл со свинговым пульсом (типа “Rock Around the Clock”) в духе 50-х годов. Когда уже вся музыка была сдана и фильм почти готов, режиссер (Владимир Грамматиков) заново монтирует сцену, где звучит этот рок-н-ролл, и просит увеличить темп, чтобы динамика монтажа соответствовала музыкальному пульсу. Поскольку аранжировка была целиком сделана в MIDI-секвенсоре, я ответил, что сделать это не составит труда. Но…

После нескольких прикидок оказалось, что темп надо увеличивать почти в полтора раза (со 146 до примерно 220). А в этом случае появлялось сразу несколько серьезных проблем. Например, проблема пульса. Пульс у этой пьесы был свинговый, а это означает, что в каждой доле такта первая восьмая нота звучит чуть длиннее, а вторая – чуть короче. И это “чуть” в значительной мере определяется темпом исполнения.

Но когда играет “живой” музыкант, он это изменение при смене темпа отрабатывает автоматически (подсознательно). У меня же аранжировка была записана в секвенсоре, и при быстром исполнении разница между первой и второй восьмыми в доле такта оставалась прежней (такая, при которой музыка звучит стильно в темпе 146). В новом же темпе все начинало просто скакать (этакий кавалерийский свинг).

Если бы был запас времени, я бы наиграл все партии (струнная, медная, духовая группы, рояль, виброфон, гитара, бас и барабаны) заново. Или сочинил бы другую тему. Но за предоставленный на перезапись один день это было нереально, а возвращаться к старому темпу режиссер решительно отказывался.

Ну, надо – так надо! Аранжировка была сделана в программе Cubase (первая версия для РС), и сначала я решил воспользоваться функцией “Match Q”. То есть, вы делаете партию-эталон (в данном случае записываете ритмический свинговый рисунок так, как он должен звучать в темпе 220). Затем на основе этого эталона квантизируете все остальные партии, и они начинают играть с новым ощущением пульса.

Не знаю, как сейчас (позже этот тип квантизации я уже не использовал), а тогда этот инструмент действительно поменял позиции у многих нот во всех партиях – но выборочно и не у всех одинаково. Как говорится, результат превзошел все ожидания и даже наоборот!

Пришлось выбрать более сложный путь. Он сработал, и с тех пор я не раз использовал этот метод в разных ситуациях. В данном случае, нужно было решить одновременно три задачи – сделать так, чтобы все вторые восьмые в каждой доле такта начинались чуть пораньше и стали подлиннее, и чтобы все первые восьмые в каждой доле такта стали покороче. Просмотрев ранее записанные партии и эталонную, я увидел, что сдвиг должен соответствовать примерно 37 тикам (тик - наименьшая длительность в MIDI-секвенсоре). Решаем первую и вторую задачи (Рис. 1).

Рис. 1

  1. Выбираем нужные партии в аранжировке.
  2. Открываем логический редактор программы Cubase (меню Edit).
  3. Выбираем режим Expert (так, чтобы рядом с клавишей Exit было написано Easy).
  4. В окошке Bar Range устанавливаем Inside.
  5. Ниже устанавливаем границы диапазона или выделяем его мышкой в полоске Bar Range (01.230 и 01.269) .
  6. При темпе 220 вторые восьмые в каждой доле начинаются где-то между 230 и 270 тиками. Поскольку разница между восьмыми должна быть меньше, мы сдвигаем все вторые восьмые к началу доли и удлиняем их.
  7. Поэтому ниже (блок Processing) в окошке Position выбираем Minus и устанавливаем 37 тиков, а в окошке Length выбираем Plus и устанавливаем тоже число 37.
  8. Нажимаем на кнопку Do It, и все вторые восьмые в первой доли каждого такта удлинятся и сдвинутся к началу (только убедитесь, что в окошке Functions выбрано Transform, а не, скажем, Delete).

Теперь это же проделаем для второй, третьей и четвертой доли такта.

Решаем третью задачу - нужно все ноты, начинающиеся на каждую долю такта и длящиеся чуть больше восьмой, укоротить на те же 37 тиков (Рис.2).

Рис. 2

  1. Выбираем те же самые партии.
  2. Открываем логический редактор.
  3. Выбираем режим Expert.
  4. В окошке Bar Range устанавливаем Inside.
  5. Ниже устанавливаем границы диапазона (01.000 и 01.024) – это все ноты, начинающиеся примерно на первой доле такта.
  6. В верхнем окошке Length устанавливаем Inside.
  7. Под ним устанавливаем значения 230 и 269 (это все ноты, звучащие дольше, чем надо для первой свинговой восьмой, но меньше чем, четверть, половинная и т.д.).
  8. В нижнем окошке Length выбираем Minus и устанавливаем 37.
  9. Нажимаем на кнопку Do It.

После этого то же проделаем для второй, третьей и четвертой доли такта.

Нельзя сказать, что после этого были решены все проблемы, связанные с изменением темпа, но от “конского” свинга удалось избавиться и, как видите достаточно быстро.

Как работать со сложными MIDI-партиями, где используются эффект Pitch Bend

1996 год. Телепередача “Улица Сезам”. Песня “Купание” была написана в стиле “быстрый блюз”. Заказчику минусовая фонограмма сдавалась в стерео (как я понимаю, моно-звук остался стандартом только на российском ТВ), а заключительное сведение делалось для нас все-таки в моно. И там-то выплыла одна неприятная вещь.

Аккомпанемент у меня играли две гитары (как это принято, например, у Эрика Клэптона). Они различались по тембру, играли разные рисунки и звучали в разных каналах. При сведении в моно им стало тесно, и было решено оставить одну. Но тогда монофонограмма начинала сильно отличаться от своего стерео-варианта, а тот уже был принят и утвержден.

Чтобы избежать пересдачи материала, надо было срочно наиграть партию одной аккомпанирующей гитары, но которая была бы похожа на совместное звучание старых двух. Нужные ноты оказалось сыграть нетрудно, но в блюзовой гитаре должно быть много фирменных “подтяжек”, которые делаются рычагом или колесом Pitch Bend. После того, как я записал требуемую партию, оказалось, что колесо Pitch Bend не всегда успевало вернуться в нулевое положение до следующей ноты, и эта следующая нота начинала слегка “подвывать”. На Рис. 4 видно, что нота фа-диез (четвертая строчка сверху исполняется с “подтяжкой” в виде серии сообщений Pitch Bend, которые прихватывают и следующую ноту фа (четвертая строка снизу). А эта фа должна звучать уже абсолютно точно.

После третьей или четвертой попытки записать эту партию сходу, я понял, что управляться с колесом Pitch Bend без погрешностей не получится, а фонограмму-то народ ждет (и даже как-то косо посматривает на меня)! Тогда я решил воспроизводить записанную партию по двум MIDI-каналам с одинаковыми настройками: тембр, громкость и т.д. И все ноты с “подтяжками” пустить по одному из них, а все остальные по другому. В этом случае MIDI-сообщения Pitch Bend не будут оказывать влияния на ноты, которые должны звучать чисто.

Как это сделать?

  1. В окне аранжировки программы Cubase подготовить два трека с одинаковыми параметрами, но разными MIDI-каналами (Рис. 3, треки третий и четвертый сверху).
  2. Рис. 3

  3. Для трека, на котором находится наша гитарная партия (GTR BACK), нужно выбрать номер MIDI-канала “any”, то есть, любой.
  4. Открыть эту партию в окне редактора List и выделить любое MIDI-сообщение типа Pitch Bend (Рис. 4).
  5. Рис. 4

  6. Нажать на клавишу Alt и изменить мышкой номер MIDI-канала этого сообщения на нужный (в данном случае – номер 4). Этот номер сразу изменится у всех сообщений Pitch Bend в этой партии.
  7. После этого поменять номер MIDI-канала у всех нот, которые должны звучать с этими сообщениями Pitch Bend (на Рис.5 это нота фа-диез).
  8. Рис. 5

Теперь, оставаясь внутри одной партии, обычные ноты и ноты с “подтяжками” будут воспроизводиться через разные MIDI-каналы, а значит, и не мешать друг другу. Через пятнадцать минут фонограмма была готова.

Были и другие интересные случаи, но как говорят опытные резиденты в отставке, не обо всем пока можно рассказывать. Но, надеюсь, когда-нибудь мою скромную работу оценят и обменяют, как это принято у бойцов нашего невидимого фронта, на какого-нибудь Куинси Джонса или Поля Мориа.

MusicInforM
Начало страницы
MusicInforM
Сайт управляется системой uCoz