MusicInforM
H o m e
MusicInforM


Резюме:

Представление компьютерных тиков в виде нотных длительностей и наоборот (для аранжировки музыки в MIDI-секвенсорах).

Стратегия и тактика компьютерной аранжировки

П А В Е Л   Ж И В А Й К И Н
(На основе статей для журнала "Шоу-Мастер")

Начну с некоторых вопросов, что мне приходят по электронной почте.

Вопрос: Как делать аранжировку на компьютере, сколько стоит компьютерная аранжировка и т.д., и т. п.?

Во-первых, как делать и сколько стоит – это почти один и тот же вопрос. Постараюсь ответить на него подробно.

Во-вторых, я буду говорить об аранжировках в устоявшихся стилях. Что значит – устоявшийся стиль? Это музыкальный стиль, имеющий известные характерные признаки. С этой точки зрения, поп-музыка – не стиль (скорее диагноз). А вот медленная поп-баллада – это стиль (я представляю, какой может быть партия баса, барабанов и так далее). Рэп, хип-хоп, “металл” – то же самое, у каждого из этих стилей есть набор приемов, на которых и основывается аранжировщик. Причем песня не обязательно должна находиться в рамках единого стиля, часть элементов может быть взята из одного стиля, а часть – из другого. В любом случае, здесь работа аранжировщика состоит не в изобретении им конкретных знаний, навыков и приемов.

Другое дело, когда вы хотите создать что-то новое и даже сами пока не знаете, как это должно звучать. В этом случае у вас совсем другие задачи – не аранжировать песню, а придумать собственный музыкальный стиль. Кстати, многие авторы так и начинают работать – не используют готовые стилистические приемы, а пробуют записывать каждый инструмент “и так, и сяк”.Хотя обычно заканчивается это одной из двух крайностей – или все инструменты одновременно играют все разное, или все инструменты по очереди играют одно и то же.

Так вот, есть смысл говорить именно об аранжировке, когда вы уже решили, как примерно ваша песня будет звучать.


Итак, у вас есть песня (мелодия, аккорды, понимание того, какой у нее будет “саунд”). Задача – сделать компьютерную аранжировку. Предварительно составьте смету, даже если делаете аранжировку для себя (интересно же, насколько вы себя “нагрели” – может, лучше было пригласить для этой цели кого-нибудь другого). При этом всегда начинайте с конца.

1.Банкет по поводу окончания работы над песней (шутка).

2.Сведение (а потом микширование, а потом снова сведение – доля шутки).

3.Запись треков (аудио и MIDI).

4.Создание аранжировки (если на это остались деньги).

Чтобы не разбрасываться, будем говорить только о компьютерной аранжировке, оставив в стороне запись на ленту, обработку внешними устройствами, сведение на микшерном пульте в студии и тому подобное.

В этом случае у вас четыре расходные статьи: А – аранжировщик (тот, кто сочиняет партии для всех инструментов), И – исполнитель (часто это сам аранжировщик), З – звукорежиссер (тот, кто из звучания отдельных инструментов создает общую картинку – не обязательно, но часто все тот же аранжировщик), О – оборудование (компьютер, синтезаторы, звуковые модули, обработки).

Аранжировщик

Он выполняет две разные работы:

- сочиняет партии для аккомпанирующих инструментов;

- сочиняет уникальные соло, рифы, вступление, коду (если нет коды, то окончание, если и его нет, то концовку).

Первое стоит совсем недорого (напоминаю, что речь идет о песнях в известных музыкальных стилях). Грамотный аранжировщик пишет такие партии со скоростью владения карандашом или наигрывает их сразу же по аккордовой сетке. Неграмотный – включает PSS, PSR, Casio или компьютерную программу аранжировки.

Лирическое отступление. Я спросил одного музыканта, почему он взял так дорого за аранжировку, сделанную с помощью программы Band-in-A-Box, ведь работа заняла десять минут? Тот ответил, что использовал собственный стиль, на создание которого потратил много времени. “Черт возьми, - подумал я, - почему бы мне тогда не включать в стоимость аранжировок время, потраченное когда-то на разучивание гамм и трезвучий?”.

В любом случае очень простая, но правильная и хорошая аранжировка песни у вас должна быть через 30-90 минут (в зависимости от количества используемых инструментов). Это и есть минимальная стоимость аранжировки.

Не надо в таком подходе к делу видеть что-то унизительное для автора музыки или самого аранжировщика.

Когда-то я читал популярное американское пособие по оркестровке. Меня поразила постановка задачи – вам дают мелодию песни с аккордами, которую через два часа незнакомый вам оркестр должен записать в студии, то есть аранжировку нужно написать очень быстро и, главное, надежно (что-то потом переделывать или исправлять не будет возможности). Тогда я подумал: фи, какая рутина, никакой фантазии, творчества. Теперь-то я уверен – чем больше знаешь штампов, тем интересней (и необычней) приходят в голову идеи.

Сочинение соло, рифов, вступления и коды нужно оговаривать особо – это очень “восточный” (в смысле – тонкий) вопрос. Многие песни знамениты именно благодаря этим элементам – “Satisfaction” (Rolling Stones), “Smoke on the Water” (Deep Purple). Здесь вам придется выбрать – должен ли аранжировщик тратить на это много времени или подойдет рядовой (скажем так – “негениальный”) вариант. Рядовой вариант, естественно, тоже почти ничего не стоит – садишься и сразу играешь его. Кладем на такой (простой, но правильный) вариант еще полчаса.

Как быть, если вам нужны не рядовые, а интересные и запоминающиеся соло и рифы ? Платите аранжировщику или солисту повременно и сидите рядом с ним, пока не услышите то, что вам подойдет. Вписывайте его во все документы – музыка такого-то, соло – такого-то. Делайте, наконец, его соавтором. Или придумывайте все эти элементы сами. Можете выбирать любой из перечисленных вариантов.

Лирическое отступление. В интервью с одним из клавишников альбома “History” Майкла Джексона, которого Майкл пригласил записать всего восемь тактов соло, был задан неделикатный вопрос: “Какую сумму вы получили за работу ?” “Да, блин (blin), причем тут сумма, - вскипятился тот, - когда одно упоминание моей фамилии в этом альбоме заставляет теперь продюсеров предлагать мне гонорары впятеро выше прежних”.

Исполнитель

Поскольку мы говорим о компьютерной аранжировке, все инструменты, включая духовые, струнные, ударные, пишутся на синтезаторе или MIDI-клавиатуре. Здесь можно выделить четыре вида работы:

Плавные изменения темпов (замедления, ускорения, фермата) являются важной проблемой при записи музыки в секвенсор, да и всегда при последовательной записи треков. Хоть это и “ненаглядно” и, в общем-то, “некомпьютерно”, эти элементы лучше записывать в реальном времени (“вживую”). При этом неизбежны расхождения между пульсом метронома и реальным измененным пульсом музыки (соответственно, затрудняется дальнейшее использование нотного и прочих редакторов). Кроме того, при записи следующего трека необходимо заранее почувствовать и точно повторить такое темповое изменение.

Другой путь – записать это место в неизменном темпе, а потом внести корректировку самого темпа. Тогда все ноты остаются в рамках такта и работать с ними в дальнейшем гораздо легче.

Обычно я поступаю так – делаю “живое” замедление и даю послушать автору. Если он говорит что-то вроде “надо подумать”, то я отказываюсь от первого и выбираю второй вариант – в нем по крайней мере и ноты хорошо читаются, и изменения темпа всегда можно подкорректировать. Если же автору понравилось, оставляю первый вариант.

Итак, если в вашей песне имеются плавные изменения темпа, то следует заложить некоторый запас времени для шлифовки этого элемента, например, полчаса (хотя реально можно потратить и пять, и сто пятьдесят пять минут).

Аккомпанемент клавишными инструментами записывается со второго-третьего раза. То есть если песня звучит три минуты, то через десять минут (максимум!) каждая партия должна быть готова и звучать хорошо. Правда, всегда можно что-то улучшить, переписать, попробовать другим штрихом, “более остро”, “более мягко” и так далее – то есть потратить на это массу времени. Хотя, иногда это улучшение не особо-то заметно.

Запись в секвенсор или компьютер других тембров тоже можно сделать просто: тук-тук-тук по клавишам – и готово! Но можно добавить, например, “раздувание” для духовых инструментов, “слэповые” щелчки для баса, глиссандо для струнных, “подтяжки к ноте” для гитар и много еще чего. И здесь лучше не экономить – грамотное применение этих элементов значительно улучшит (оживит, придаст ей драйв и т.д.) аранжировку. А если на это нет времени, денег или хорошего исполнителя, ограничьтесь чисто “клавишными” тембрами – это лучше, чем плоские “брассы” или “стринги”.

Сольные партии требуют более тщательного подхода, хотя оба принципа и тут имеют место: соло для клавишных инструментов пишется быстро, а соло для прочих нужно писать с реальными музыкантами на аудио или знать особенности игры на этих инструментах и уметь применять их в MIDI-технологии. Например, при записи гитарных тембров нужно применять Pitch Bend, но необходимо четко представлять, в каких случаях гитаристы делают “подтяжки” (не на лице, а на струнах) снизу, в каких – вверх от нужной ноты и т. д.

Обратите внимание: если вы записываете соло подряд несколько раз, то после шестого-седьмого раза все варианты будут заведомо хуже предыдущих. В лучшем случае в них может оказаться какая-нибудь новая удачная фраза. Поэтому я записываю сразу несколько вариантов соло, потом (не слушая их) занимаюсь какой-нибудь другой работой, затем записываю еще три-четыре варианта. Затем цикл повторяю, пока не начинаю чувствовать, что в последующих вариантах ничего нового и интересного уже не появляется. После этого прослушиваю все варианты, девяносто процентов отсекаю, а из оставшихся десяти делаю окончательный вариант.

Хочу особо остановиться на записи ударных. Учтите, что обычный барабанщик запишет песню в любом из известных стилей по сетке или нотам за двадцать-тридцать минут. Поэтому дешевле записывать сразу несколько песен (платить придется все равно не за минуты, за смену – так и пусть он “настучит” сразу пять или десять песен). Если же музыка по структуре или саунду сложна – смены ритмов, особые краски, плавные изменения темпа – заранее время не планируйте. Результат, который вы сочтете блестящим (или хотя бы приемлемым), может получиться и через два часа, и через два месяца.

Если же говорить о чисто компьютерной аранжировке, то выбирайте одну из двух технологий – запись партии ударных в MIDI-секвенсор или использование барабанных лупов (аудиофайлов с готовыми одно-, двух-, четырех-тактовыми барабанными рисунками).

Работа над партией ударных с секвенсором наиболее универсальна и гибка. Вы можете что-то изменить в любой момент: подставить другие тембры (инструменты), изменить рисунок, темп и так далее. В этом случае работа делится как бы на две части – записываются партии всех ударных, затем подбираются тембры каждому инструменту и сводятся в одну барабанную партию. Обратите внимание, сами ноты в секвенсор вы имеете возможность записать дома, не спеша, пробуя различные варианты, а уже сведение может делать потом профессиональный звукорежиссер в студии. Еще раз подчеркну – при этом варианте вы можете внести изменения даже в самый последний момент.

Хороший аранжировщик знает партии ударных во всех распространенных стилях и имеет множество заготовок (шаблонов) для каждого. Разумеется, ему нужно попробовать несколько (но не все подряд) вариантов. Далее – скопировать отобранные рисунки на все такты песни. И наконец, вставить в переходы между куплетами и припевами подходящие брейки. Итого, если не экспериментировать, 20-40 минут

Работа с барабанными лупами - отдых для аранжировщика и звукорежисёра. Первому не нужно ничего ни придумывать, ни записывать, второму - ни настраивать звучание инструментов, ни подбирать между ними баланс. Этот вариант записи барабанов следует выбирать в двух случаях: или когда в лупе подобраны уникальные трудновоспроизводимые тембры, или когда у вас мало денег. Хороший аранжировщик подберёт или сделает нужный луп за 20, максимум 40 минут. Если же он ищет для вас луп в студии в течение шести часов (а я видел и такое), значит, он просто повышает свой кругозор за ваш счёт.

И ещё один нюанс. Чем ярче и интересней луп вы берёте из какой-нибудь библиотеки, тем больше шансов, что кто-то другой тоже выберет его. Поэтому песни с одинаковыми лупами встречаются не реже, чем дамы в одинаковых дублёнках. Хотя для меня важнее, конечно, не факт одинаковости дублёнок, а то, что под этими дублёнками находится (ум, красота души).

Звукорежиссер

Можно записать все MIDI-партии в аудиотреки и сведение оставить тому звукорежиссеру, который будет записывать вокал, живые инструменты и потом сводить все это. Конечный результат, разумеется, будет лучше. Экономьте на всем, но сведение отдайте лучшему звукорежиссеру (конечно, из тех, кто реально доступен). Короче говоря, запомните два “золотых” правила:

  1. Чем хуже материал, тем нужнее самый лучший звукорежиссер (микшерист, мастерщик, сводильщик, сводник, сводяра).
  2. Чем лучше материал, тем нужнее самый лучший … (см. выше).

Но чаще вся инструментальная аранжировка сводится заранее, а вокал накладывается на уже готовую фонограмму “минус один”, в которой изменить уже ничего нельзя. В этом случае надо уметь сводить инструменты так, чтобы для будущего вокала оставалось место (по музыке, частотному диапазону и т. д.). Если у вас густо и плотно звучит аранжировка в голосовом диапазоне, то ее придется просто делать тише при наложении вокала, иначе последний будет постоянно спотыкаться и путаться в аккомпанирующих партиях.

Оборудование

Понятно, что в дорогой студии со множеством синтезаторов и звуковых модулей инструментальная аранжировка будет звучать “богаче”. Но это и значительно дороже – ведь свести фонограмму на одном Ensoniq гораздо легче и быстрее, чем на студии, у которой много дополнительных возможностей – тембров, обработок и т. д. Я знаю, что люди иногда часами пробуют разные сочетания роялей, “стрингов”, “брассов” и прочей “синтезни”. Если это ваша личная студия – нет проблем! Но если вы за нее платите, считаю, что на поиск тембров и сведение инструментальной фонограммы не следует тратить более одного-двух часов. В крайнем случае пусть вам разрешат послушать и подобрать тембры на конкретном синтезаторе отдельно (не в ваше студийное время и хотя бы через наушники).

Разумеется, такое времяпрепровождение очень увлекательно и заниматься всем этим можно часами. Но я в этих случаях говорю себе: “Стоп! Фонограмма должна быть целиком готова через час. А потом, возможно, мне и захочется ее поправить, улучшить…” Это приучает быстро находить приемлемые варианты, а экспериментировать только после того, когда хотя бы первый (но вполне готовый) вариант уже имеется.

Кроме того, здесь нужно учесть два дополнительных фактора.

Первый – сам по себе тембр может быть очень хорош (а если это имитация реального инструмента – скрипка, труба, то и неотличим от своего первоисточника). Но в аранжировке вся эта прелесть теряется или даже, наоборот, как бы тянет одеяло на себя, ухудшая общее впечатление от звучания ансамбля. А у другого инструмента тембры потускнее, зато общая картина значительно выигрывает. Поэтому если вы нашли хороший тембр, прежде, чем остановиться на нем окончательно, попробуйте его в аранжировке. Кстати, по этой же причине гениальный ансамблевый барабанщик в большом оркестре может принести меньше пользы, чем любой другой среднего уровня (который менее индивидуален и не переключает внимание слушателя с общего звучания оркестра на слишком яркую игру ударных).

Второй фактор – нужно писать грамотные аранжировки. Насколько это верно, я понял, когда композитор, дирижер, продюсер, а теперь и художник Николай Костюшин дал послушать мне свои симфонические партитуры, записанные в MIDI-секвенсере. Можно подключить сколько угодно самых дорогих сэмплеров и звуковых модулей, но не будет хорошо звучать аранжировка, написанная “картошками” (аккорды целыми долями на весь такт), “гребешками” (арпеджио шестнадцатыми на весь такт) и “пионерами” (кучами несгруппированных восьмых). А грамотная аранжировка дает удивительно “живое” ощущение почти на любом (и даже дешевом) “железе” – я проверял.


А теперь подведем итоги

Первое. Четко определить характер и стиль песни (пьесы, симфонии, кантаты).

Второе. Заставьте аранжировщика сделать на компьютере простую, но правильную по стилю и хорошую по звучанию фонограмму за час (при сложной по структуре песни – за два часа). Если сами аранжируете – научитесь это делать.

Третье. Определитесь с соло, рифами, вступлением и кодой. Если они не были сочинены вами, решите, сколько труда и души должен вложить в них аранжировщик (предложите ему много славы в виде имени на обложке альбома или немного безвестности в виде хрустящих купюр).

Четвёртое. Решите, сколько будет потрачено (времени и денег) на исполнение придуманных партий, учитывая всякие “пиnч бенд”, “бриф контрол” и прочее.

Пятое. Решите, как вы будете записывать ударные и сколько времени следует потратить на запись сольных партий.

И шестое - сведение. Впрочем, как я уже говорил, средства на это должны были быть отложены в самом начале.


Вопрос: Какое качество достаточно для демокассеты?

Конкретные критерии к качеству фонограммы, говорят, были в доперестроечные времена. Теперь, с одной стороны, всегда можно с умным видом сказать: ”да у вас тут середина слегка резковата”, с другой – в эфире такие “шумные” или “задранные” (от слова “драть”) фонограммы услышишь!

Исходите из ваших финансовых возможностей. Позволяют они “дорогую”, хорошо сведённую демоверсию – дерзайте! Нет – запишите, как сможете, не подрывайте семейный бюджет на самом раннем этапе проекта.

Здесь важен ещё один аспект. Записал певец-композитор свою песню под гитару в домашних условиях. Поёт хорошо, играет с чувством, бездна нюансов и души. Потом по совету какого-нибудь “доброжелателя” решает улучшить и осовременить аранжировку для демоверсии. Настучит одним пальцам на секвенсоре или использует какой-нибудь Jammer Pro для создания “особо роскошного” аккомпанемента. А потом неритмично (играя на гитаре-то, привык легко подгонять темп под свои эмоциональные порывы) напоёт мелодию. В результате песня звучит однообразно и тускло, хотя самому автору часто нравится.


Вопрос: Я записал демокассету со своими песнями. Можно ли вам её прислать или куда вы посоветуете мне с ней обратиться? Есть ли опасность, что кто-нибудь услышит мою мелодию и, поскольку я не раскрученный, выдаст её за свою?

Здесь целых три вопроса. Причём очень важных. Поэтому ответ будет подробным.

Первое. Кассету мне прислать можно. Только учтите, что я не продюсер и ваш проект продвигать не буду просто потому, что у меня другая профессия. В лучшем случае я буду приятно поражён и решу, что нужно с автором кассеты придумать в будущем какой-нибудь общий проект. Например, когда гитарист Сергей Седых дал мне демо-вариант нового альбома своей группы “In Folio”, я услышал то, о чём давно мечтал - почти час безупречного по исполнению гитарного звука (я не гитарист, но гитарную музыку слушаю много), без “левых” нот, без блуждания “вдоль пульса” и прочих “особенностей национального рок-н-ролла”.

Лирическое отступление. На мой взгляд не может быть стиля “русский рок”, как не может быть стиля “русская ария” или “русское танго”. Исполнитель или композитор и даже целый коллектив (рок-группа, оперный театр) могут быть русскими, китайскими или американскими. А музыка – это либо рок, либо не рок (а эстрадный речитатив под гитары, пусть даже там каждое второе слово – “опиум”, “самогон” или “таблетка”).

Другое дело, когда стиль или жанр носит название той страны, где родился – французский шансон, русская частушка, венский вальс.

Второе. Куда вы можете обратиться? Предлагайте свою кассету всем – друзьям, знакомым в студии, театрах, ресторанах. Давайте незнакомым – музыкантам, в ваши местные теле- и радиостудии, театры, театральные студии и пр. Разумеется, все эти люди заняты своими делами и ради вас свои проекты не забросят. Но может оказаться, что их и ваши интересы в данный момент совпадают, то есть им как раз понадобилась такая музыка, ее надо было искать – а тут как раз вы…

Вполне вероятно, что тот, кому вы дали кассету, ее даже слушать не будет. Например, в студии РДМ мне в течение трех месяцев по телефону приятный девичий голос отвечал, что “ваша кассета здесь лежит, но ее еще не слушали – позвоните завтра”. Пока, наконец, он же с сожалением ни констатировал, что кассета “почему-то” потерялась, а слушал ли ее кто-нибудь – неизвестно. В студии “Бекар” оказались “оперативнее” в том смысле, что потеряли кассету всего через два месяца, тоже ее так и не послушав. Для чистоты эксперимента я отвез им еще одну кассету (с записью Beatles, когда те прослушивались и провалились на Decca) – результат был тот же.

Тот факт, что вашу музыку по каким-то причинам отвергнут, не говорит о том, что оеа плоха. Если в данный момент нет возможности дать ее послушать профессионалам, повторяю, предлагайте ее знакомым и друзьям. Кому-нибудь из них музыка понравится, и это поддержит вас морально.

В том, что вы предлагаете кому-то прослушать кассету со своими записями, нет ничего унизительного. Вы ничего ни у кого не выпрашиваете, а как равный партнер обращаетесь с деловым предложением. И не надо отчаиваться иои обижаться, если вам откажут (или просто не ответят). В такой ситуации лучше всего “виртуально” раздвоиться: один человек сочиняет музыку или записывает свой вокал, а второй несет этот продукт “на рынок”, предлагает разным людям и организациям. И если “второй” не справился со своей задачей (не смог никого убедить в том, что песня хороша), это никак не умаляет достоинства и достижения “первого”.

Учтите и то, что параллельно с вами ходит и предлагает свои песни какой-нибудь другой (исполнитель или композитор). Ему говорят “не то” – он исправляет и приносит вновь (и так десятки раз), его не замечают – он заходит с другой стороны, его со страшными проклятиями гонят вон – он выходит за дверь, утирается и вновь стучится с бодрым видом. И если у вас шанс – один из десяти, а у него – один из тысячи, тот пробьется он, потому что он делает десять тысяч попыток. И тут тоже нет никакой несправедливости или чего-то обидного для вас. Просто, как менеджер, он проделал определенный объем работы, а вы – в тысячу раз меньший.

Третье. Смогут ли “украсть” вашу музыку, если вы даете кому-то кассету? Практически этому ничто не мешает. Впрочем, вы можете предварительно зарегистрировать вашу музыку в РАО (за деньги) и посылать вместе с кассетой копию регистрации. Но реально воровство музыки у нас сдерживается двумя факторами. Какой смысл воровать чужую мелодию, если “хитом” песня становится не потому, что “мотив хороший”, а потому, что ее “раскручивают”. Раньше в русском языке “раскрутить” означало – заставить клиента в кабаке или борделе тратить деньги много и на ерунду. Улавливаете общий смысл с нынешней “раскруткой”?

О втором факторе помалкивают, но всегда помнят все продюсеры-менеджеры-промоушены-спонсоры: “А вдруг человек, у которого я украду мелодию, псих или имеет брата-бандита? Такой в суд подавать не будет, а просто бросит гранату, которая стоит гораздо дешевле, чем деньги, которые я смогу выжать из украденной песни”.


Вопрос: Я делаю любые аранжировки, сочиняю на заказ песни (есть уже 300 штук – “попса”, “рок”, “данс”), пишу “минусы”, свожу вокал, “нарезаю” СД. У меня Pentium III, два Roland, три Korg, четыре Alesis и т.д. Связывался со многими нашими продюсерами, но не могу найти работу. Как выйти на западные фирмы, чтобы работать с ними, ведь у нас во всех смыслах ситуация все хуже и хуже?

Первое. Когда вы говорите “я делаю любые аранжировки”, по-моему, это звучит невыигрышно. Лучше, например, “я делаю очень хорошие аранжировки” – естественно, в соответствии с суммами, которые были за них заплачены.

Второе. “300 песен” - тоже, по-моему, неудачно сказано. Например, “кто пел мои песни, теперь постоянно ходит за мной – еще, еще!” – звучит гораздо привлекательней (разумеется, это должно соответствовать истине).

Третье. Если человек оповещает о количестве своей аппаратуры, он: а) торгует ею; б) сдает в аренду; в) просто собирает для красоты. Представьте себе художника, который рекламирует себя так: у меня три кисточки, четыре холста, пять красок.

Четвертое. Вы не подошли одному-второму-десятому продюсеру – ну и что? Ищите одиннадцатого. Ваши неудачи при контактах с ними не говорят о вашей профнегодности, возможно, даже наоборот.

Пятое. На западные фирмы выйти очень легко (по крайней мере легче, чем Штирлицу на Бормана), они не скрываются в бункере, а наоборот – печатают свои атрибуты во всех специализированных журналах и на обложках своих дисков. Только когда будете посылать им кассеты со своей музыкой, позаботьтесь об авторских правах – за границей плагиаторы психов и братанов с гранатами бояться разучились. Кстати, у всех фирм есть страницы в Интернете с адресами электронной почты.

Шестое. То, что у нас становится хуже во всех смыслах, просто неправда. Другое дело, жизнь действительно становится сложнее, надо много работать, искать, постоянно просчитывать разные варианты. Так на то мы и компьютерные аранжировщики: с одной стороны – высокое искусство, с другой - высокие технологии, с третьей – высокое разрешение дисплея… Что ж мы будем на низком-то зацикливаться? Давайте руководствоваться высокой стратегией!

MusicInforM
Начало страницы
MusicInforM
Сайт управляется системой uCoz