MusicInforM
H o m e
MusicInforM


Резюме:

Практические советы по аранжировке музыки при работе с MIDI-секвенсором Cubase.

Изменение тембра инструмента средствами MIDI-аранжировки

П А В Е Л   Ж И В А Й К И Н
(На основе статей для журнала "Шоу-Мастер")

Как избавиться от “механического” саунда компьютерной аранжировки? Можно ли быстро и легко сделать партию, сыгранную на синтезаторе, более интересной в тембральном отношении?

Борьба с монотонностью

Поскольку слова “тембр” и “инструмент” здесь применяются в общеупотребительном смысле, в качестве обозначения того, каким тембром/инструментом играет синтезатор, будет использоваться слово “патч”.

Большинство “живых” инструментов позволяют исполнителю в той или иной мере оперативно менять тембр звука. Здесь, разумеется, надо иметь в виду не радикальное изменение тембра (флейта вместо трубы), а небольшое, но заметное на слух изменение в рамках одного инструмента. Духовики это могут сделать губами, дыханием, комбинацией или недожатием клавиш. Даже на ксилофоне тембр звука зависит от места, по которому по пластине ударяют палочкой – в центре или с краю.

При использовании в аранжировке тембров звуковой карты или звукового модуля мы практически лишены возможности влиять на тембр выбранного патча. И это является на сегодняшний день, пожалуй, основным признаком, по которому можно определить, записана партия “живым” инструментом или его синтезированным аналогом. Поскольку сэмплирование “живого” инструмента проводится с высоким качеством, то при прослушивании даже через студийные колонки по отдельно сыгранной ноте невозможно определить, кем или чем она сыграна (реальным музыкантом или сэмплером). И в том, и в другом случае звучит нота, сыгранная “живым” инструментом и записанная через микрофон.

Но как только вы сыграете какую-нибудь длинную фразу, то окажется, что все ноты, сэгранные сэмплером, звучат по тембру абсолютно одинаково, а ноты, сыгранные “живым” инструментом где-то мало, а где-то и сильно отличаются по тембру друг от друга.

В некоторых синтезаторах был предложен своеобразный выход из этого. Тембр ноты зависит от силы удара по клавише. Таким образом, если играть на таком синтезаторе, делая разные акценты на нотах, можно получить фразу с нотами, звучащими немного разными тембрами. Впрочем, иногда в таких случаях применяются и совсем разные тембры: пока играешь тихо – звучит флейта, как только заиграл громко – звучит труба.

Еще один прием для изменения тембра звучащих нот – применение некоторых MIDI-контроллеров (здесь имеются в виду MIDI-сообщения типа Control Change): СС11 – Expression, СС8 – Balance (применяется в случаях, когда патч состоит из двух разных тембров) и другие. Если ваша MIDI-клавиатура не имеет ручек для передачи этих MIDI-сообщений, сделайте его перенаправление в программе-секвенсоре.

Перенаправление MIDI-сообщений типа Control Change. Например, в Cubase это можно сделать в окне MIDI Setup – блок слева второй сверху (Рис. 1). После этого все входящие MIDI-сообщения от колеса модуляции - а оно-то есть на каждом синтезаторе) будут - восприниматься программой (и записываться) как MIDI-сообщения Expression.

Рис. 1

Изменение номера MIDI-сообщений типа Control Change в редактореList. Можно поступить по другому, без перенаправления в окне MIDI Setup. Запишите нужную серию MIDI-сообщений с помощью любого регулятора, например громкости. После этого откройте соответствующую партию в редакторе List (Рис. 2).

Рис. 2

Вы увидите таблицу со всеми MIDI-сообщениями, находящимися в этой партии, включая и записанные вами СС7 (MainVolume). Если у вас нет в партии MIDI-контроллеров другого вида (не СС7), нажмите клавишу Alt и правой клавишей мыши ударьте несколько раз по значению Val.1 в любой строчке с контроллером СС7 пока он не примет значение 11 (Expression). Поскольку вы удерживали клавишу Alt, изменятся вид всех соответствующих строчек (Рис. 3).

Рис. 3

Если у вас в партии имеются другие MIDI-контроллеры, сделайте так: выберите любую строку с нужным видом контроллера (в нашем случае Val.1, равным 7) и в окошке Mask под кнопкой Edit Solo выберите пункт Mask It (Рис. 4). Все ненужные строчки станут невидимыми, теперь поменяйте значение Val.1 так, как это было описано выше.

Рис. 4

Примерно так же можно работать и с другими MIDI-контроллерами. Но этот способ изменения тембра звука у патча имеет несколько недостатков. Во-первых, как быть, если хочется, чтобы тембр чуть-чуть менялся у каждой ноты, а не в течение определенного времени (ведь описанный выше способ работает в непрерывном времени, а не только в момент удара по клавише)?

Во-вторых, он полностью зависит от параметров выбранного патча, и если, например, у того не заложена возможность меняться в зависимости от указанных MIDI-контроллеров (Expression, Balance и других), то ими ничего и не добьешься.

Я давно уже применяю другой способ изменения тембра любого патча у синтезаторов и звуковых карт – подмешиваю в аранжировку другие патчи.

Изменение тембра ударных инструментов

Тарелка Ride

Обычно на ней играют Shuffle – постоянный рисунок. Это могут удары на каждую четверть или на каждую восьмую в такте. В свинговой музыке на этой тарелке играется более интересный вариант: на первую и третью доли – четвертные ноты, а на вторую и четвертую – триольные четверть и восьмая.

Как видим, партия тарелки Ride чрезвычайно однообразна. Самый простой выход – небольшие изменения Velocity каждй ноты – не очень-то спасают, и тарелка продолжает звучать монотонно. Поэтому попробуйте другое решение этой проблемы.

Скопируйте партию этой тарелки на новый трек (MIDI-канал, пусть останется 10) и назовите его, например, Ride’1. Можно все изменения сделать и в одной партии, но так наглядней и больше возможностей. Теперь откройте новую партию в редакторе Edit и выберите мышкой последовательно пункты меню Functions-Logical-Random Velo (Рис. 5).

Рис. 5

Значения Velocity всех нот в партии случайным образом немного изменятся. Закройте партию и в окне аранжировке откройте Inspector (на Рис. 6 - самый левый столбец с различными параметрами выделенной партии или трека).

Рис. 6

Выберите только что созданный трек и щелкните по пустому месту в окне аранжировки, чтобы инспектор показывал информацию об этом треке (в его верхнем окошке – Ride’1).

Теперь изменим значение Transpose в инспекторе так, чтобы в новом треке звучала не тарелка Ride, а скажем, открытый хай-хэт. Для этого понизим трек на два с половиной тона (в окошке Trans поставим –5). Теперь тарелка и открытый хэт будут играть одновременно, но громкость каждой ноты тарелки будет слегка отличаться от громкости соответствующей ноты хэта (Рис. 7).

Рис. 7

Последнее, что надо сделать – уменьшить общую громкость нот, играемых хэтом. Поскольку обе рассматриваемые партии звучат по одному MIDI-каналу, регулятором громкости канала (CC7 – Volume) воспользоваться нельзя. Поэтому опять же в инспекторе у того нового трека изменим параметр Velocity. Для этого включите воспроизведение и начинайте постепенно уменьшать значение Veloc. Как только результат (суммарный тембр обоих треков) вам понравится, остановитесь.

Разумеется, в качестве нового инструмента вы можете выбрать не хай-хэт, а другую тарелку Ride, трарелку Crash или даже треугольник – просто установите другое значение Transp. Можно сделать не один клон, а два или три, только для каждого сделайте новую операцию Functions-Logical-Random Velo.

Похожую процедуру можно сделать за один шаг и в одном окне. Выделите или откройте в любом редакторе нужную партию. Затем откройте Logical - логический редактор программы в режиме Expert и настройте его так, как показано на Рис. 8.

Рис. 8

Верхний блок называется Filter и в нем устанавливается, над какими нотами будут производиться операции. В окошке Bar Range выберите пункт Inside (Внутри). Чуть ниже находится широкое окно Bar-Range, выделите в нем мышкой область, соответствующую первой шестнадцатой первой доли такта. Это означает, что для операции будут браться ноты, начинающиеся между первой и второй шестнадцатыми длительностями такта.

В центре находится блок Processing. В окошке Value 1 (в данном случае высота ноты) выберите Fix 46 А#1. Это означает, что новые ноты примут значение ля-диез первой MIDI-октавы, то есть станут открытыми хэтами. В окошке Value 2 установите Random и ниже установите значения 76 и 68. Это означает, что новые ноты будут случайным образом принимать значения Velocity в интервале от 58 до 76.

И наконец, в правом нижнем блоке Function следует установить, какая операция будет проводиться над выбранными в верхнем окне нотами. Найдите пункт Insert (Вставить).

После всех этих манипуляций нажмите на кнопку Do It (Делай). В результате ко всем нотам тарелки, приходящимся на первые доли такта, будут подмешаны ноты открытого хэта с громкостью, находящейся случайным образом в диапазоне от 58 до 76. Причем вы можете проделать все это, не останавливая воспроизведение, и тестируя результат на слух. Если он вам не понравится, нажмите кнопку Undo.

Если наоборот, вам захочется проделывать такую процедуру и в будущем с другими партиями, вы можете сохранить ее, выбрав в левом нижнем окне Preset имя какого-нибудь пресета и нажав на кнопку Store. Только учтите, что старый пресет автоматически удалится. Зато в следующий раз будет достаточно указать мышью Functions-Logical-… (имя того логического пресета, под которым вы сохранили свою комбинацию).

Хай-хэт

Давайте изменим тембр звучания хэта не покидая исходную партию. На хай-хэте играют палочками, то закрывая, то открывая его. Поэтому в его партии используются как минимум две ноты, одна соответствует закрытому хэту, другая – открытому.

Откроем партию, содержащую все ударные инструменты в редакторе Drum (Рис. 9).

Рис. 9

Теперь нажмем на клавишу Shift и, удерживая ее, щелкнем по пустому месту в окне партии на линии Cls HiHat. Все ноты закрытого хэта станут выделенными (черными). Теперь отпустим Shift и нажмем на клавишу Alt и, не отпуская ее, левой клавишей мыши нажмем на любую выделенную ноту и перетащим ее вниз на позицию Pedal HiHat (не сдвигая по горионтали). Все выделенные ноты переедут на новые места, а на старых местах останутся прежние ноты.

Теперь (пока все ноты на Pedal HiHat остаются выделенными) проведем над ними операцию Functions-Logical-Random Velo. После этого громкость (Velocity) всех этих нот случайным образом изменится. Точно так же поступим с нотами тарелки Ride Cymbl1 – с помощью клавиши Shift выделим, а с помощью клавиши Alt скопируем их на строку Ride Cymbl2 и проведем операцию Functions-Logical-Random Velo (Рис. 10).

Рис. 10

Для оценки получаемого результата “на ходу” следует зациклить воспроизведение нужного отрезка аранжировки. Если вы, находясь в окне любого редактора, нажмете клавишу А на компьютерной клавиатуре, то включится режим Edit Solo, и будет слышна только редактируемая партия. Тогда другие инструменты (гитара, бас и пр.) не будут мешать вам прослушивать, насколько изменилось звучание ударных. А чтобы слышать в этой партии звук только отдельных инструментов (в нашем случае, например, Ride Cymbl1 и Ride Cymbl2), следует заглушить остальные барабаны. Для этого поставьте точку в левом столбце (М) рядом с названием инструмента, который хотите заглушить.

Как видите здесь огромное поле для экспериментов. Например, хотите, чтобы малый барабан звучал “позвончее”, подмешайте к нему чуть слышный тимбалес.

Шейкер

Шейкер и кабаса обычно играются ровными шестнадцатыми или восьмыми длительностями. Допустим, у вас есть партия шейкера, выписанная абсолютно ровными шестнадцатыми. Выполните процедуру, описанную в разделе о тарелке Ride, но создайте новую партию не для открытого хэта, а для кабасы. В результате вы получите что-нибудь, похожее на Рис. 11.

Рис. 11

Если вам покажется, что разброс случайных значений для кабасы недостаточно велик (то есть, и суммарный саунд шейкера и кабасы продолжает оставаться однообразным), выделите с помощью клавиши Shift все ноты кабасы. Затем вызовите окно Transpose/Velocity клавишами Ctrl+H и сделайте установки, показанные на Рис. 12. Теперь разброс громкости у нот кабасы увеличится в два раза.

Рис. 12

После этого послушайте оба инструмента отдельно (заглушив ненужный прямо в редакторе Drum). Тот, у которого атака медленнее, можно сдвинуть чуть назад. Для этого выделите все ноты этого инструмента с помощью клавиши Shift и последовательно укажите мышью на пункты меню Functions-Logical-Push Back. Поскольку громкость различных нот кабасы у вас разная, суммарная партия приобретет новые интересные оттенки.

Разумеется, так можно поступать не только с шейкером и кабасой, выбор инструментов и параметры их трансформации будут определяться звуками вашего модуля. Ну, а конечный результат всегда определяйте на слух: нравится – сохраняйте, не нравится – нажимайте на кнопку “Ундо” (в смысле Undo).

Для других инструментов - бас-гитары, труб, саксофонов и так далее - существуют похожие процедуры. Можно немного изменить тембр очень высоких или низких нот баса, можно добавить “хрипотцу” громким нотам саксофона, можно “добавить воздуха” и сделать “более ленивыми” низкие ноты флейты. Главное, что на выполнение таких операций вы затратите не более двух-трех минут, а счастья получите – на всю жизнь!

MusicInforM
Начало страницы
MusicInforM
Сайт управляется системой uCoz