MusicInforM
H o m e
MusicInforM


Резюме:

Практические советы по аранжировке музыки при работе с MIDI-секвенсором Cubase.

Что могли бы да не написали в руководстве разработчики программы Cubase

П А В Е Л   Ж И В А Й К И Н
(На основе статей для журнала "Шоу-Мастер")

Сотрудничая с различными музыкантами, которые используют в качестве MIDI-секвенсора программу Cubase, я замечал, что они пренебрегают многими из ее возможностей и функций. В разговоре выяснялось, что люди просто не любят читать руководство этой программы.

В связи с этим и появилась эта статья, хотя ее идея возникла году в 93, когда пришла пора переходить с Atari на платформу РС. Тогда я долго изучал руководство к программе - толстую книжку, которая оправдывала объемную коробку с одной маленькой дискетой. После третьего или четвертого прохода по этому руководству и реального опробования программы обнаружилось множество разночтений, несоответствий и прочих непонятных вещей. Я помню, что даже отправил письмо разработчикам, но не получил ответа. Вполне возможно, что или само письмо, или ответ просто не дошли до адресата – электронной почты у нас еще не было, а обычная, сами знаете, как работала в начале девяностых.

Прошли годы, а многие темы того письма остались актуальными. И все-таки я долго не хотел писать этот материал, ведь Cubase – один из самых популярных MIDI-секвенсоров, да и я много работал с ним. Поэтому критические замечания, с одной стороны – некоторая неблагодарность, с другой – зачем отпугивать начинающих от этой несмотря на недостатки хорошей программы?

А отпугнуть очень легко. Однажды на одном из первых занятий поспорили два учащихся. Один утверждал, что клавишей “0” включается режим проигрывания аранжировки, а второй настаивал, что клавиша “0” служит наоборот – для остановки воспроизведения. Помирить их удалось без труда, ведь один имел в виду клавишу “0” цифро-буквенной части компьютерной клавиатуры, а второй – клавишу “0” цифровой (той, что справа). А после того, как я сообщил, что и другие одноименные клавиши этих клавиатур, и даже обе клавиши Enter выполняют разные задачи, один из них задумчиво поинтересовался, а нет ли других программ – с более логичным набором “горячих клавиш”?

Кстати, инструкция к программе ничем не поможет, если вы являетесь владельцем компьютера “лэптоп”, и некоторые полезные функции Cubase вам вообще недоступны – они вызываются только с цифровой части клавиатуры и почему-то до сих пор не имеют дублирующего доступа ни из меню, ни в виде кнопок на управляющей панели.

Можно и дальше перечислять, чего вы не сможете найти в руководстве. Например, описание работы с большим количеством функций программы (Logical, Legato, Length Size – всего больше десяти) вынесены в Help. Неудивительно поэтому, когда простые решения различных задач, неизвестны даже профессионалам, много лет проработавших с Cubase.

Например, в одной студии было решено добавить в готовую аранжировку MIDI-трек с партией перкашн (конги, бубен и т.д.). Накануне композитор был у меня и выбрал несколько файлов с подходящими рисунками. Но потом в студии обнаружилось, что все они записаны в темпе вдовое большем, чем эта аранжировка. Это означает, что пульс, соответствующий, скажем, 90 по метроному в аранжировке играется четвертными нотами, а в этих файлах – половинными.

Впоследствии я узнал, что именно по этой причине было решено от них отказаться и оставить аранжировку в прежнем виде. А между тем, задача решалась в течение одной минуты.

Для наглядности возьмем самый простой пример. В партии на Рис. 1 ноты До, Ре, Ми, Фа являются половинными, а нам нужно, чтобы они стали четвертными и игрались в два раза быстрее. Когда таких нот всего четыре, проще заново переписать нужную мелодию, но что делать, если это же понадобится для длинной и сложной партии?

Рис. 1  Исходная партия. Ноты являются половинными и следуют друг за другом впритык.

1. Следует выделить требуемую партию в окне аранжировки или открыть ее в любом MIDI-редакторе (на Рис.1 – в редакторе Edit).

2. Выбрать в меню программы последовательно пункты (не отпуская левую клавишу мыши) Functions – Logical – Double Tempo (Рис.2).

Рис. 2  Выбор функции “удвоенный темп.

В результате ноты сдвинутся на новые позиции – так, как если бы они были сыграны в удвоенном темпе (Рис.3).

Рис. 3  Ноты теперь сыграны в удвоенном темпе, но их длительность осталась прежней.

Теперь необходимо уменьшить длительность нот в два раза.

3. Оставаясь в том же окне редактирования или по-прежнему оставляя выделенной нужную партию в окне аранжировки, следует открыть редактор Logical (еще один вопрос разработчикам программы – удобно ли для пользователей давать разным элементам программы одинаковые имена). Для этого можно в меню Edit выбрать пункт Logical или нажать сочетание клавиш Control+L.

4. В этом окне внизу рядом с кнопкой Exit находится кнопка выбора режима этого редактора. Если на ней написано Expert, нажмите на нее – и вы перейдете в режим Expert. Если написано Easy, значит, вы уже находитесь в требуемом режиме.

5. Убедитесь, что в верхнем окне Event Type находятся значения Ignore и Note, а в нижнем – Keep и Note (эти значения стоят там по умолчанию).

6. Установите в окне Length в нижнем ряду значения Divide (Разделить) и 2.00 – как на Рис. 4.

Рис. 4  Окно редактора Logical с правильно выставленными параметрами в полях Event Type, Length и Functions.

7. Убедитесь, что в окне Functions этого редактора (а не в меню Functions) стоит значение Transform, нажмите на кнопку Do It и закройте логический редактор.

Теперь полученная мелодия соответствует первоначальной, только записана в удвоенном темпе и длительностями в два раза короче (Рис. 5). Разумеется, все новые ноты расположены в первой половине исходной партии, поэтому ее можно разрезать пополам и вторую половину – пустую – удалить.

Рис. 5  В результате полученная мелодия аналогична исходной, но записана длительностями в два раза короче и в удвоенном темпе.

Можно провести и симметричную операцию, только не забудьте предварительно исходную партию удлинить вдвое, иначе ноты из ее второй половины просто пропадут.

К сожалению, ни об этой, ни о других полезных процедурах нельзя прочитать в руководстве к программе. Да и все руководство написано, в основном, в виде описания окон, что, конечно нужно, но не очень удобно для пользователя.

Ведь музыканта мало интересует, что делает такая-то кнопка в таком-то окне. Нам нужно знать, как добиться такого-то или такого-то результата (в приведенном примере – чтобы данная мелодия неизмененной прозвучала в два раза быстрее).

Например, в руководстве перечисляются различные режимы записи в цикле, потом упоминаются дополнительные условия, которые влияют на исходный материал, и, наконец, приводятся функции, которые можно ввести в действие при этих режимах записи. Не удобней ли (для нас, музыкантов) было расположить материал в другом порядке - если вам при записи нужно сделать то-то и то-то, вызовите такие-то окна и нажмите такие-то клавиши.

Разумеется, с программой Cubase можно работать, и не изучая все почти 900 страниц руководства. В принципе достаточно знать только о трех кнопках – “Запись”, “Стоп”, “Воспроизведение” – и трех маркерах - “Левый локатор” (LL), “Правый локатор” (RL) и “Текущая позиция песни – Song Position” (SP). Первые два маркера помогают в установке цикла и при записи, а последний показывает, где (по времени) внутри аранжировки вы находитесь.

Поэтому раздел, который называется “Первая запись”, пожалуй, самый удачный в руководстве. Здесь детально расписаны все шаги, которые необходимо сделать, чтобы записать свои первые треки.

Но в дальнейшем логика изложения материала в корне меняется – следуют описания различных редакторов и модулей, использование которых мало иллюстрируется конкретными примерами. Я убедился, что даже после тщательного изучения такой инструкции начинающий “кубэйсник” (или “кьюбасист”?) плохо решает конкретные практические задачи, а порой не может даже сформулировать их. А важность правильной формулировки вопроса отмечал еще Глеб Жеглов.

Допустим, вам нужно записать на MIDI-трек импровизацию для уже готовой аранжировки. Проще всего (в смысле установки параметров записи и сложнее всего – для самого процесса записи) воспользоваться инструкциями, которые даются в упоминавшемся ранее разделе о первой записи. Так и поступает музыкант, которому некогда разбираться в толстенном руководстве программы. Поскольку я сам музыкант, я его понимаю и оправдываю. Руководство-то действительно написано для людей, хорошо знакомых с программой, а не для начинающих. На конкурсе учебных пособий оно бы не прошло даже во второй тур.

Итак, музыкант включает запись, наигрывает соло, останавливает и прослушивает. Ах, не все удачно получилось! – Записанная партия стирается, снова включается запись и т.д. А если какая-то часть из середины понравилась? – Партия разрезается, устанавливаются новые границы записи или этот кусок оттаскивается куда-то в сторону… И еще много-много дополнительной однообразной работы.

А можно установить запись в цикл, и если просто не понравился получившийся вариант, сразу же записывать новый? – Можно!

А можно записывать в цикле наоборот, чтобы ранее записанные ноты не стирались, а новые наслаивались? – Конечно, и именно так следует записывать, например, барабанные партии: во время первого прохода – бочку, во время второго – малый барабан и т.д.

А можно так, чтобы ранее записанный материал оставался, а судьбу нового, наложенного на него фрагмента решать на ходу (если понравился, то оставить, если нет – то сразу переписать этот фрагмент заново)? И это можно!

Кстати, один из часто задаваемых мне вопросов – а можно ли записывать MIDI-трек в цикле так, чтобы все получившиеся варианты были сохранены? И потом уже не спеша их послушать и выбрать (или склеить по кускам) лучший… Если и вам интересна эта проблема, попробуйте сделать следущее.

1. Создайте под треком, на который вы будете писать, несколько пустых дополнительных треков с тем же MIDI-каналом на выходе. На Рис. 6 это треки с 6 по 16.

Рис. 6  Запись в цикле с сохранением всех сыгранных вариантов.

2. Поставьте в нужные позиции левый и правый локаторы.

3. Включите режим цикла (например, клавишей 8 на цифро-буквенной части клавиатуры).

4. Выберите трек, на который будете записывать (в данном случае – PIANO, на Рис. 6 изображен более поздний момент, поэтому выделенным оказался другой трек).

5. Включите режим SOLO (например, клавишей S на компьютерной клавиатуре).

6. Снимите глушение нужных треков (в данном случае мне было необходимо, чтобы треки BRASS, BASS и другие звучали во время записи).

7. Выберите режим записи в цикле – Normal (слева внизу на транспортной панели).

8. Включите запись и наиграйте нужную партию.

После того, как первый прогон записи дошел до конца, курсор песни перескочит к началу цикла, и начнется второй прогон. Если вы уверены в том, что первый вариант никуда не годится, начните играть снова – предыдущий вариант нигде не сохранится. Если вы уверены, что получившийся вариант следует сохранить, нажмите на стрелку “вниз” на компьютерной клавиатуре – теперь вы сможете записывать на следующий трек (в данном случае – Track 6, а трек PIANO окажется заглушенным и не будет мешать). Таким образом можно записать любое количество заранее подготовленных треков. На Рис.6 изображен момент, когда записывается Track 9.

Если вы не уверены, стоит ли сохранять только что записанный вариант, вы можете его прослушать несколько раз, не выходя из режима записи. Затем решить его судьбу (переписывать или сохранить) и действовать в зависимости от решения дальше – писать снова на этот трек или перейти на следующий. Для того, чтобы переход на следующий трек проходил без суеты, я рекомендую добавлять в цикл пару лишних тактов перед началом или в его конце.

Кстати, о записи в цикле - существует забавная ошибка в программе, которая переходит из версии в версию. В указанном выше режиме записи в цикле (Normal) сыграйте при первом прогоне одну любую ноту, при втором (не переходя ни на какие дополнительные треки) – не играйте ничего, а во время третьего – остановите запись. Вы увидите, что место между локаторами осталось пустым – ни одна партия не была записана. Однако, если включить воспроизведение, сыгранную ноту можно будет услышать. Вот так – на треке ничего нет, а нота звучит! И даже индикатор активности это подтверждает.

Мне кажется, что именно малое количество полезных советов в руководстве, и приводит к тому, что музыкантам не нравится его читать, а в результате – к тому, что они мало используют возможности программы. К сожалению, и вышедшие к данному моменту книги на эту тематику я не рекомендую ученикам - в них во многом сохраняется тот же принцип изложения материала (описание окон и кнопок, а не решение практических задач), да и много досадных ошибок.

Впрочем, и само руководство порой может ввести вас в заблуждение. Например, в разделе “Классы треков” (Audio, MIDI, Drum и другие) утверждается, что если на трек записана хоть какая-нибудь информация, его класс поменять уже нельзя. Тем не менее, любой MIDI-трек легко конвертируется в Drum-трек (просто щелкните по значку ноты в колонке классов и выберите Drum Track, а в появившемся окне подтвердите свое решение) и наоборот.

Что же делать – неужели и впрямь отказаться от изучения руководства? Нет, но попробуйте изучать его следующим образом. Возьмите несколько листов и разделите каждый вертикальной линией на три части. После этого начните читать руководство и составляйте по ходу своеобразный конспект-инструкцию. В правой колонке отмечайте тему (раздел), которую вы проходите. В средней – объект (трек, партия, какое-либо окно), в котором происходят описываемые в этом разделе действия. В левой колонке – цель которая этими действиями достигается.

После того, как дойдете до конца, не поленитесь и перегруппируйте (перепишите, разрежьте и склейте по-новому) свои записи следующим образом. Все, что служит одинаковым или схожим целям, постарайтесь расположить рядом. Вы увидите, что работать с такой инструкцией гораздо удобней, и время, затраченное на ее изготовление, наверняка окупится. Я сам использовал более сложный алгоритм, но хорошо работает и этот.

В заключение приведу упрощенный вариант таблицы, которой я пользуюсь при копировании нот.

Что надо скопировать Этап 1 Этап 2 Этап 3

Трек

Выбрать трек

Нажать Alt

Перетащить его мышью вниз на пустое место

Партию или несколько партий

Выделить партию или несколько партий

Нажать Alt

Перетащить ее или их мышью на новое место

Перетащить ее или их мышью на новое место, нажав при этом на правую клавишу мыши

 

Партию или несколько партий так, чтобы получились Ghost-партии

Выделить партию или несколько партий

Нажать Ctrl

Перетащить ее или их мышью на новое место

Партию или несколько партий в буфер

Выделить партию или несколько партий

Нажать Ctrl+C

 

Выбрать в меню Edit-Copy

 

Скопировать содержимое всех незаглушенных треков между локаторами

Установить левый и правый локаторы (что будет копироваться)

Установить в нужную позицию курсор песни (куда будет копироваться)

Выбрать в меню Structure- Copy Range. !!!: Если курсор песни был смещен относительно начала такта, соответственно окажется смещенным и все копируемое

Повторить партию или несколько партий встык (в виде обычных или Ghost-партий)

Выделить партию или несколько партий

Нажать Ctrl+K

В появившемся окне установить количество повторений и будут ли это Ghost-партии. !!!: Если конец копируемой партии не совпадал с началом следующего такта, все копии окажутся сдвинутыми относительно начала соответствующего такта (копируются встык) – это относится ко всем пунктам о повторении партии

Выбрать в меню Structure-Repeat

В появившемся окне установить количество повторений и будут ли это Ghost-партии

Повторить одну партию

Выбрать инструмент Pencil

Нажать Alt

Протянуть эту партию до нужной позиции – образуется соответствующее количество копий

Повторить одну партию в виде Ghost-партий

Выбрать инструмент Pencil

Нажать Ctrl

Протянуть эту партию до нужной позиции – образуется соответствующее количество Ghost-копий

И так далее… Желаю успеха!

MusicInforM
Начало страницы
MusicInforM
Сайт управляется системой uCoz