MusicInforM
H o m e
MusicInforM


Резюме:

Описание программы Lava (создание видеоэффектов в синхроне с музыкой).

На нас обрушивается Lava музыки, движения и цвета

П А В Е Л   Ж И В А Й К И Н
(На основе статей для журнала "Шоу-Мастер")

В ряду технологий, которые позволяют увидеть “ожившую музыку”, пополнение - программа Lava управляет трехмерными “танцующими объектами” синхронно со звуком. Она может стать ярким участником вашего музыкального шоу или служить “живыми обоями” на стене в кафе или баре.

Фирмой Steinberg распространялась программа X<>PoseIt, которая пыталась объединить два потока восприятия – зрительный и слуховой. Заключалось это в том, что вы назначали каждой клавише компьютерной клавиатуры комбинацию какой-нибудь картинки и встроенного видеоэффекта, а затем во время воспроизведения музыки нажимали на эти клавиши и вызывали на экране соответствующие движущиеся изображения.

Рассматриваемая здесь программа Lava компании Creative Labs частично использует те же принципы, что и X<>PoseIt, частично решает задачу получения анимации по-иному. За основу берутся тоже произвольно выбранные вами графические файлы (форматы BNP и JPG). Часть видеоэффектов – полет над плоскостью картинки, преобразование плоскости в объемные фигуры – тоже можно было найти в программе X<>PoseIt. Но существуют и два принципиальных отличия. Все объекты, создаваемые последней программой являются объемными и “живут” в трехмерном пространстве. Кроме того, они самостоятельно “отвечают” на звук – пульсируют, крутятся, летают и переливаются цветами в такт музыке.

Запускаем программу

Коротко программу Lava можно представить так – программа для создания в трехмерном пространстве трехмерных объектов, полученных на основе растровых изображений и реагирующих на звуковой сигнал. Этот сигнал может поступать от любого источника – линейного или цифрового входа, внутреннего MIDI или CD-плейера и т.д.

Если у вас есть возможность проецировать изображение с монитора на большой экран, программа позволит внести новые интересные элементы в ваше шоу. Кроме того, она может служить “живой стеной” в кафе или баре.

Отправной точкой в программе является сцена, в которой строго определены поведение “пространства” - фона (background) - и объектов: например, это будет вращаться, это будет сжиматься и т.п. Для создания новых оригинальных сцен используется редактор – программа Lava Producer. Воспроизведение сцен и легкое редактирование возможно и в Lava-плейере. В короткой статье трудно объяснить все тонкости проектирования трехмерных объектов, поэтому здесь будет рассмотрена вторая программа.

Для работы программы необходимо иметь звуковую карту Sound Blaster Live любой модификации, как минимум процессор Pentium II (233 МГц), оперативную память 32 Mb, набор программного обеспечения Live!Ware 2.0, видеокарту Creative 3D Blaster. Для других видеокарт могут понадобиться (но не обязательно) дополнительные драйверы OpenGL, которые можно сгрузить с сайта www.3dfx.com. Для работы с mp3-файлами нужен процессор не менее 300 МГц и ОЗУ 64 Mb. Программные наборы Live!Ware и много другой полезной информации можно найти по адресам www.sblive.com, www.soundblaster.com и www.lava.com. С другими звуковыми картами должны работать более поздние версии программы. Что ж, эти требования не являются в настоящее время чрезмерными, а SBLive! можно купить повсюду менее, чем за 50 удовлетворительных единиц.

При открытии программы появляются четыре кляксы (впрочем, в наше время нестандартными окнами не удивишь) – Dance, Settings, Music, X (Рис. 1). Разумеется, это не кляксы, а кнопки: Dance открывает окно-экран, в котором будет развертываться действие, Music позволяет выбрать источник звукового сигнала, Settings – произвести необходимые установки, Х – закрыть программу.

Рис. 1

Верхние кнопки окна Dance позволяют развернуть/свернуть/восстановить/закрыть это окно. Справа находится панель управления сценами. Эта панель может иметь два вида, выбираемые кнопкой внизу. Если выбран вид панели, который называется Basic (как на Рис. 1), то кнопка внизу именуется Advanced. Щелкнув по ней, открываем другой вид панели (Advanced), и теперь кнопка внизу именуется Basic. Легко догадаться, что увидим, нажав на нее.

Выбираем сцену

В верхней части пульта управления сценами находится кнопка открытия/сохранения сцены (Scene) и название сцены (справа). Можно выбрать одну из предложенных по умолчанию сцен или свою, ранее сохраненную.

В наборе с программой-плейером предоставляется несколько сцен. Каждая сцена содержит фон и несколько объектов (на Рис. 1 их 2, на Рис. 5 – 3). Как я уже отмечал, свой вариант готовой сцены можно создать на основе одной из предложенных в комплекте, выбрав новые картинки для объектов и фона и изменив различные параметры – цвет и освещенность объектов и сцены, положение камеры (точки, с которой просматривается “кино”) и т.п. Поэтому сначала имеет смысл познакомиться с краткими характеристиками нескольких сцен.

Ancient Egypt (Рис.2) – плоскость, заключенная между двумя пирамидоидальными основаниями летает внутри тора (автомобильной шины). Плоскость можно заменить на цилиндр (как на рисунке), конус или яйцо, которые будут пульсировать в такт музыке. Здесь как и в некоторых других сценах внутренняя поверхность тора является фоном.

Рис. 2

River Rave – две плоскости мчатся из центра нам навстречу, причем верхняя уходит за верхний край экрана, а нижняя – за нижний. Этим достигается эффект стремительного полета, причем верхняя плоскость является небом, а нижняя – землей. Если нижнюю картинку пересекает вертикальная полоса, то она в движении кажется рекой или дорогой. В этой сцене можно изменить величину “холмообразности” земли и “извиваемости” речки.

Liquid Light (Рис. 3) – несколько вложенных друг в друга объектов между двумя цилиндрическими основаниями летают в торе. В этой сцене можно изменить прозрачность объектов так, чтобы они все просвечивали и пульсировали друг в друге, или оставался только какой-нибудь один объект – непрозрачный (на Рис. 3 это глаз, который весело “булькает” под музыку).

Рис. 3

Hypnosis Surfing (Рис. 1) – космическое дерево летает в лодке внутри тора. В этой сцене можно изменить “куститстость” и “мясистость” дерева.

Dancing Well – на платформе которая летает внутри тора стоит “таз с водой”, причем, “таз” пульсирует, а “вода” плещется в такт музыке.

Cyber Circus – несколько обручей разного размера и раскраски летают, вращаясь вокруг своих осей. Центр вращения у них общий, а скорости и плоскости вращения – разные.

Tripple Trance (Рис. 4) - три объекта на круглой платформе летают внутри тора. Объекты выглядят как три гриба, причем у одного шляпка прямоугольная и вертикально стоящая, у другого – сферическая, а у третьего – цилиндрообразная.

Рис. 4

Solar Swirl (Рис. 5) – три объекта летают внутри тора, причем второй объект вращается вокруг первого, а третий – вокруг второго. Легко представить себе, что это – солнце, земля и луна. Все объекты в такт музыке слегка подпрыгивают и строят ужимки, поэтому они и выглядят такими сморщенными на рисунке.

Рис. 5

Новые сцены, а также объекты, текстуры и тексты можно найти, как уже упоминалась, на сервере, посвященном этой программе.

Управление объектами и сценой

Верхняя часть панели управления и окна с изображениями фона и объектов являются общими и для панели Basic, и для панели Advanced (сравните Рис. 1 и Рис. 5). Изменить картинку для какого-нибудь объекта или фона не составляет труда - достаточно щелкнуть по нему, и откроется стандартное окно Windows, в котором указывается путь и имя нужного файла. Число объектов в каждой сцене разное, фон присутствует всегда.

Справа от каждой картинки находится один или два цветных прямоугольника (например, на Рис. 5 у картинки Stars они - голубой и белый). Верхний добавляет какой-либо цвет в спектр картинки, а нижний указывает, каким цветом этот объект освещается. Цвет выбирается тоже в стандартном окне Windows, после щелчка по соответствующему прямоугольнику,

Нижний прямоугольник как и круглая кнопка под ним доступны только из панели Advanced. Эта кнопка при щелчке по ней превращается в слайдер, которым можно установить необходимую яркость объекта.

Теперь подробнее о переключателях на панели Basic (Рис. 1). Каждый включает в себя окошко, в котором можно поставить галочку, и пояснительную надпись справа.

Wire Frame – все объекты и фон выглядят в виде каркасов (то есть, имеют прозрачные плоскости).

Texture – все объекты и фон “окутываются” теми изображениями, которые были для них выбраны.

Colored Lights – сцена освещается разноцветными огнями.

Message – включает появление текстового сообщения на сцене. Это сообщение в виде трехмерных букв обычно вращается вокруг объектов.

Dynamic Coloring – цвета объектов мигают в такт музыке.

Strobe – включается “строб”-эффект – ритмичная пульсация освещенности сцены.

Pause Camera – камера фиксируется в том положении, в котором она находилась при включении переключателя. Дело в том, что объекты не только пульсируют, летают и “дергают кожей”, но и камера (зритель) тоже летает внутри сцены вместе со всеми. Поэтому объекты перед нами то близко, то далеко, то сверху, то снизу. Данный переключатель позволяет зафиксировать положение камеры относительно объектов – после этого мы всегда их будем видеть в одном ракурсе.

Справа внизу находится кнопка для ввода сообщения – можно выбрать цвет, шрифт, размер и вид сообщения.

Панель Advanced имеет три вкладки (на Рис. 5 можно увидеть верхнюю – Scene). Здесь можно найти и уже знакомые элементы – картинки объектов и фона, и новые – слайдеры общего управления сценой.

Complexity – этот слайдер определяет степень сложности сцены. Проще говоря, от него зависит, насколько точно программа будет прорисовывать детали объектов и фона.

Brightness – здесь устанавливается яркость освещения сцены.

Frame Rate – установка частоты кадров.

Response – определение “чувствительности” объектов, что означает - насколько “чутко” объекты будут реагировать на звуковой сигнал.

На второй вкладке (Effects) находятся переключатели из панели Basic и кнопки многократного переключения для выбора специальных эффектов. Эти эффекты для каждой сцены являются разными, а некоторые сцены не имеют их вовсе. Многократность переключателя заключается в том, что нажимая на одну и ту же кнопку, мы циклически переключаемся между двумя, тремя и больше разными режимами. Например, в сцене Liquid Light, щелкая по одной и той же кнопке, мы включаем прозрачность то для одного, то для другого, то для третьего объекта.

Третья закладка (Audio) отвечает за связь программы с музыкой – выбирает источник, включает синхронизацию и так далее.

Шоу будет продолжаться, хотим мы этого или нет

Легко заметить, что работать с программой легко. Но без долгих поисков интересного результата добиться трудно – здесь примерно та же ситуация, что и с фортепиано. Чтобы извлечь звук, достаточно стукнуть по клавишам кулаком; чтобы сыграть “Лунную”, нужно много лет ходить в музыкальную школу. Но в отличие от последней занятия с программой Lava протекают увлекательно, а время летит пугающе быстро.

Трудно подобрать текстуру – многие изображения приходилось предварительно доводить в графическом редакторе Photoshop. Для этой статьи в некоторых сценах фон пришлось специально переделывать, чтобы он хорошо смотрелся не только в движении, но и на статических “снимках”. Кстати, пришлось немало потрудиться, чтобы поймать “дичь” Принтскрином в удачном ракурсе - уж больно быстро она бегает, (совсем как от Шарика из Простоквашино с его фоторужьем).

Текстура объектов претерпевает порой самые неожиданные метаморфозы. Например, для объектов на Рис. 4 были выбраны фотографии среза дуба, мягкой кожи, и покрытого каплями зеленого стекла. Пирамиды, которые удерживают цилиндр на Рис. 2, “сделаны” из укрупненной фотографии компьютерной платы. Здесь я долго искал что-нибудь “огромное и космическое” – пробовал изображения спутников, ракет, солнечных батарей. Но удачней всего подошла почему-то именно она.

Некоторые сцены хорошо передают плавность движения, в других заметна некоторая “мультфильмность”. В таких случаях нужно подбирать степень сложности сцены (Complexity) и частоту кадров (Frame Rate). Здесь общий совет давать трудно, многое зависит от вашей видеокарты и процессора.

Итак, дело Скрябина и Чюрлениса живет и процветает. И чем дальше, тем цветов (не в смысле ромашек, а в смысле RGB) в этом процветании будет больше и больше. Конечно, сегодняшние программы синтеза изображения и музыки не доросли еще до уровня великих произведений классиков – они пока хорошо сочетаются только с techno, rock или dance. Но раз они появились, отступлений не будет – следующие программы будут еще совершенней, еще музыкальней, еще изобразительней!

MusicInforM
Начало страницы
MusicInforM
Сайт управляется системой uCoz