Фрагменты книги

П А В Е Л   Ж И В А Й К И Н





Предысторию рок-н-ролла проследить довольно легко. Это традиционный негритянский блюз (появился в начале ХХ века), затем буги-вуги (фортепианный быстрый блюз с характерным «моторным» аккомпанементом, который появился в конце тридцатых и сороковых годах), далее ритм-энд-блюз (танцевальный оркестровый стиль с острым ритмом и ярким драйвом – начало пятидесятых годов), и сам рок-н-ролл (середина пятидесятых).

Позже многие исполнители рок-н-ролла стали добавлять в свою музыку все больше новых приемов, заимствованных из музыки других направлений (народных песен, классики, джаза). Этот новый этап рок-н-ролла стали называть рок-музыкой. Теперь слово «рок-н-ролл» стало очень распространенным, иногда им называют и совсем далекие от первоначального саунда песни, но в этой книге под этим словом будет подразумеваться и старые песни, и новая музыка, сохраняющая основные черты традиционного рок-н-ролла.


Известные исполнители: негритянские музыканты Чак Берри (автор, гитара, вокал), Литл Ричард (рояль, вокал), а также Элвис Пресли (вокал), Билл Хейли (вокал), Джерри Ли Льюис (рояль, вокал), Эрик Клэптон (гитара, вокал) и группы – «Битлз», «Роллинг Стоунз».
    С тех пор минуло немало лет, много раз сменилась погода в популярной музыке, но песни традиционного рок-н-ролла остаются одними из самых любимых. Эту музыку используют многие композиторы и исполнители, а приемы, которые были созданы отцами рок-н-ролла на заре стиля, используют почти все современные поп- и рок-музыканты.

Сначала рок-н-ролл игрался обычным танцевальным составом тех лет (с контрабасом и духовыми инструментами). Позже оказалось, что он отлично звучит и в небольшом ансамбле с электрогитарами, и в сопровождении огромных оркестров.
    Большинство популярных рок-н-роллов основаны на блюзовых мотивах и блюзовой гармонии. Форма характерна для всех популярных песенных жанров – вступление, несколько квадратов (куплетов или куплетов с припевами), инструментальное соло, заключительный куплет или припев и короткая кода.


Существует два различных по исполнению типа рок-н-ролла: со свингом и с ровными восьмыми. Если второе интуитивно понятно, то о первом понятии необходимо сказать особо. Слово свинг имеет много значений, но в ритме под свингом подразумевается неодинаковость длительности первой и второй восьмой в каждой четвертной доле такта.
   Как нужно играть ритмический рисунок в свинге?

В несвинговой музыке длительности восьмых всегда равны. Допустим темп равен 120. Это означает, что каждая четвертная доля равна 0,5 секунды, а каждая восьмая в ней - 0,25 секунды. То есть соотношение между первой и второй восьмыми равно 1:1. В любом темпе.
   В свинге длительность каждой из пары этих восьмых зависит от темпа, в котором играется пьеса. В очень медленных темпах первая восьмая в два раза длиннее второй: нужно играть как .


Соотношение равно 2:1. В очень быстрых темпах первая восьмая длится столько же, сколько и вторая. Соотношение 1:1.А вот в промежутке между этими темпами соотношение плавно меняется от 2:1 до 1:1. Точная величина зависит от многих причин - характера пьесы, стиля, индивидуальной манеры исполнителя и т.д.

Часто, чтобы подчеркунуть неодинаковость первой и второй ноты в каждой четверти, используют запись пунктиром – восьмая с точкой и шестнадцатая. Но играть их необходимо так же, как было сказано выше (от 2:1 до 1:1, в последнем случае пунктирная запись свидетельствует лишь о том, что речь идет о свинговом стиле).

Темп ~60 Убыстряется ~200
Соотношение между первой и второй восьмой в каждой четверти
в обычной музыке

1:1

1:1

1:1
в свинге 2:1 постепенно сравнивается 1:1

Рок-н-роллы, которые исполняются обычными восьмыми и со свингом, встречаются одинаково часто. Иногда даже одна и та же песня исполняется разными музыкантами по-разному: со свингом и с обычным пульсом.

В этом разделе будет рассмотрен рок-н-ролл, который исполняется со свинговой пульсацией.

 

Сайт управляется системой uCoz