MusicInforM
H o m e
MusicInforM


Резюме:

   Эта книга предназначена для профессиональных музыкантов и любителей, которых интересуют традиционный блюз, буги-вуги и рок-н-ролл.
   Три тетради Школы составляют более 150 страниц (90% нотного текста), примерно 20 вариантов вступлений в этих стилях, 25 вариантов окончаний, 75 вариантов аккомпанемента (включая басовые линии), 120 вариантов простых и сложных мелодических соло, 35 вариантов рифовых рисунков и более 80 различных примеров и упражнений.

Школа блюза, буги-вуги и рок-н-ролла

Тетрадь первая
Сокращенный вариант. Часть первая

П А В Е Л   Ж И В А Й К И Н


С О Д Е Р Ж А Н И Е


От автора

Различные стратегии по работе со Школой

Что делать...

Кратко о предмете этой книги

Твой первый блюз

Несложные варианты для партии левой руки

Рифы для соло и аккомпанемента

Соло и упражнения для правой руки

Примеры на усложнение мотива

Примеры вступлений

Распространенные мелодические обороты

Примеры окончаний

Контрольное задание

Тематический материал для занятий и концертной работы

Как добиться, чтобы ваш блюз или рок-н-ролл звучали стильно…

Заключение

Содержание следующих тетрадей

От автора

Значение блюза и рок-н-ролла в современной популярной музыке переоценить сложно. Их влияние можно найти в творчестве любого известного исполнителя и группы. Задача этой Школы - помочь познакомиться и освоить стили блюз, буги и рок-н-ролл. Ведь, хотя они и появились давно (блюз в начале ХХ века, рок-н-ролл - в середине), почти все великие музыканты считают, что без умения играть в этих стилях невозможно добиться прочного и долгого успеха.

Каждая тетрадь имеет самостоятельное значение. В то же время, общая информация и необходимые пояснения даются только в первой тетради.
   В основе всего материала лежат фрагменты реальных фортепианных соло, снятых с записей знаменитых пианистов и популярных групп. Огромное им спасибо!


Это - практическая Школа, и множество важных, полезных, но теоретических или описательных аспектов я сознательно не стал касаться.
   Занимаясь около десяти лет с учениками, я понял, что научить их играть блюз или буги на основе чьих-то уже готовых соло невозможно. Необходимо сначала давать какие-то упрощенные варианты. Для овладения некоторыми приемами нужны специальные упражнения и т.д.

Так и сложилась эта книга. Естественно, я не старался охватить все, создать какую-нибудь энциклопедию или справочник. Наоборот, это, скорее, сокращенный вариант Школы.
   Школа не является и сборником блюзовых или рок-н-рольных тем. Не использовал я также и опубликованный где-то ранее материал.


Если и окажутся частичные совпадения с чьими-то трудами, что ж! Значит, мы с тем автором обратились к какому-то общему источнику (чье-то соло или аккомпанемент). Во всяком случае, мне принадлежат права на все, что написал, составил, придумал я сам.

Обратите внимание, что речь идет о традиционном, а не современном джазовом блюзе, которому, кстати, посвящено гораздо больше пособий и школ.


Использовать Школу можно по-разному. Если вам просто нравится играть блюз, открывайте разделы с примерами соло и играйте все подряд. Если вас интересуют определенные вопросы (скажем, вступление в рок-н-ролле), найдите соответствующий раздел и разберите его. Школа раскроет вам некоторые секреты блюзового фортепиано: акценты, форшлаги, усложнение мотива и тому подобное.

Итак, начинать можно с любого раздела. Но, пожалуйста, прочтите внимательно раздел, в котором описаны различные стратегии по работе со Школой. Выберите ту из них, что наиболее вам подходит и начните с нее.
   При возникновении любой проблемы или какой-то неясности обратитесь к разделу "Что делать...".


Большое количество примеров дано в одноголосном изложении. Этим наверняка заинтересуются духовики и вокалисты. Почти все примеры даны в тональности до-мажор, и это принципиально важно: легче сравнивать один пример с другим, легче собирать из различных элементов какую-нибудь конструкцию (например, пьесу - вступление, соло, кода), легче транспонировать в другие тональности при необходимости и т.д.

Семь Золотых Правил Школы будут помогать вам в трудную минуту.
     Благодарю всех великих музыкантов за то, что я полюбил блюз и рок-н-ролл.
     Благодарю всех, кто так или иначе в своих, книгах, учебниках, нотах, в преподавательской деятельности пытается помочь людям научиться слушать и играть эту музыку.


Особенно благодарю мою семью, которая постоянно поддерживала меня во время работы над этой книгой - Кузнецову Лилию Никитичну, Живайкина Леонида Яковлевича, Татьяну Зылеву, Андрея Живайкина.

Я буду благодарен читателям за их мнение об этой книге. Присылайте свои отзывы по адресу: Россия, 115409, Москва, Каширское шоссе, 52, Творческий центр "Москворечье", Компьютерные и музыкальные курсы "Компакт-Форте", телефоны: (095) 324-07-04, (095) 324-73-25.

Различные стратегии по работе со Школой

Во-первых, вы можете использовать некоторые номера как концертные пьесы.
    Во-вторых, вы можете самостоятельно создать собственный блюз на основе приведенных здесь элементов (вступление, аккомпанемент, соло, кода).
    В-третьих, воспользовавшись Школой как справочником, вы можете изменить другую готовую пьесу, добавив какой-нибудь новый элемент (те же вступление или риф, или аккомпанемент и так далее).

В-четвертых, многим просто нравится играть для друзей или для себя. В Школе вы найдете много всяких штучек, которые не надо долго разучивать, зато вставить их в свою импровизацию легко и приятно.
    Но главное, для чего предназначена Школа - вы можете отработать фирменные приемы блюзового фортепианного исполнения, выполняя соответствующие упражнения. Почти все написанные мной упражнения расположены по принципу постепенного усложнения и закрепления определенных навыков.


Как работать со Школой в этом случае?
    Опыт работы позволил мне выделить набор задач, которые должен решить ученик, чтобы научиться хорошо играть блюз. Причем, оказывается. что одному ученику какая-то задача дается трудно, а какая-то - легко. Другому же - наоборот. Поэтому решайте сами, в каком порядке выполнять эти задачи. Можно заниматься ими параллельно, только внутри каждой задачи соблюдайте последовательность шагов.

Для решения каждой задачи я составил примерный план занятий с перечнем упражнений и как с ними заниматься. Подходите к этим планам достаточно творчески, но не слишком. Цифры означают последовательность (шаги), в которой нужно делать упражнения. То есть, только после успешного выполнения первого шага нужно переходить ко второму и т.д.
    Прочитав этот раздел и зная свои силы и уровень игры, вы легко можете составить личную стратегию по завоеванию блюзового и рок-н-рольного Олимпа.

Что делать...

... если вы встретили незнакомое слово, неизвестное обозначение или вам трудно играть какие-то музыкальные фразы?
    Я решил, что объяснять нужно всё или ничего, и выбрал второе. Если вы встретите что-нибудь непонятное (например, выражение "Партия правой руки") или трудное, то просто пока пропустите это место. Для того, чтобы начать заниматься со Школой, необходимо уметь только ТРИ вещи:
    · читать по-русски (или по-английски для английского варианта Школы).
    · читать нотный текст (хотя бы на уровне детских песен).
    · строить мажорное трезвучие от "до" (в нотах обозначается латинским "С"), "фа" ("F"), "соль" ("G").

… если у вас в руках только одна тетрадь Школы, а какие-то упражнения или пояснения находятся в других тетрадях:
    · не расстраивайтесь, в каждой тетради достаточно самостоятельного материала.
    · достаньте недостающую тетрадь (хотя бы найдите наши музыкальные курсы - см. конец раздела От автора).
    · придумайте эти пояснения и упражнения сами - я всегда так делаю.


... если непонятен смысл рассуждений или цель упражнения:
    · полистайте Школу и найдите легкое и понятное место. Научитесь играть его легко и свободно, а потом идите дальше (то есть к следующему легкому месту).
    · перечитайте раздел о различных стратегиях по работе со Школой. Не обязательно учить ВСЮ Школу подряд от начала до конца. Берите то, что вам нужно и понятно. Честно говоря, я сам никогда не пробовал сыграть подряд все примеры (ведь работа над Школой шла несколько лет).
    · спросите у друга, загляните в какую-нибудь книжку (о блюзе. о джазе, просто о музыке), после концерта пройдите за кулисы к музыкантам и попросите совет (не откажут - проверено).

... если ничего не получается. Плюньте три раза через левое плечо и попробуйте еще раз. За много лет работы с учениками (а некоторые из них приходили и вовсе "с нуля") я убедился, что только три вещи являются непреодолимой преградой:
    · нечистая сила.
    · неправильная методика обучения (увы, не все они хороши).
    · легкомысленное отношение к советам преподавателя. Допустим, я рекомендовал до автоматизма довести это упражнение, а потом переходить к следующему. Если вы просто разберете его и пойдете дальше, то значительно усложните себе работу.


... если заниматься по этой Школе вам покажется скучно:
    · как это ни больно мне говорить, но лучше ее оставить. Это не значит, что вы плохой ученик или эта Школа плохая... Даже Чайковский не всем нравится. Но мне не хотелось бы, чтобы вы, преодолевая отвращение и скуку, все-таки зубрили ее.
    · больше тут нечего сказать.

... если нет метронома или ритм-машины:
· сходите с магнитофоном к другу, у которого есть метроном, и запишите несколько разных темпов удобными для вас кусками (например, по 5-10 минут).
    · запишите на магнитофон свои хлопки (а хлопайте, приложив телефонную трубку к уху: короткие гудки - один темп, длинные - другой).
    · без метронома труднее, но начинать заниматься все-таки можно.


... если Вам не нравится ни блюз, ни рок-н-ролл:
    тем более, хватайте эту Школу и играйте, играйте, играйте...

Наконец-то вам в жизни повезло!

Кратко о предмете этой книги

Очень кратко и условно история блюза представлена на следующей схеме.

Схематичная история блюза и рок-н-ролла

Народный блюз - жанр негритянской песни, зародившийся в Америке во второй половине XIX века. Народный блюз исполняется солистом под аккомпанемент банджо, губной гармошки. В небольших формах он существует и по сей день. Почти всегда имеет лирический грустный характер.

Народный блюз оказал огромное влияние на джаз в период его появления и становления. С тех пор джазовый блюз является одним из основных жанров джаза, хотя и во многом изменился (гармония, лады, фразировка и т. п.). Джазовый блюз - очень большой и сложный раздел музыкальной культуры, и здесь будет рассмотрен только его ранний период, близкий к традиционному блюзу.


Традиционный блюз по многим признакам очень близок к народному. Кроме упомянутых банджо и гармоники его исполняют и на гитаре, и на фортепиано, а также ансамблями из этих инструментов плюс барабаны и бас. Позже появилась и духовая секция. В почти неизменном виде популярен и по сей день. Исполняется в средних и медленных темпах.

Буги-вуги - жанр фортепианной концертной и танцевальной музыки, основанный на традиционном блюзе. Играется в быстрых и средних темпах с ярко выраженным моторным "раскачивающемся" аккомпанементом. Изредка исполняется вокалистом, ансамблем или оркестром.


Ритм-энд-блюз тоже вышел из традиционного блюза и тоже носит более танцевальный характер. Отличается более быстрыми темпами, более экспрессивной манерой исполнения. Мелодия и аккомпанемент очень часто строится на рифах. Риф - это одно-, двух- или четырех-тактовый мелодический рисунок, неоднократно повторяющийся на протяжении квадрата. Ритм-энд-блюз исполняется только ансамблем или оркестром. С точки зрения пианиста этот стиль много нового не принес, поэтому я не стал посвящать ему отдельный раздел.

Ранний рок-н-ролл вобрал в себя элементы и традиционного блюза, и буги, и ритм-энд-блюза. Являлся ритмичной танцевальной музыкой. Позже стал собирать приемы из других жанров и стилей, развиваться. Сейчас слово "рок-н-ролл", как и "блюз", приобрело много различных значений и трактовок.
    В этой книге будут рассмотрены приемы и особенности фортепианной игры в стилях традиционный блюз, буги-вуги и рок-н-ролл.


Блюз и вся основанная на нем музыка имеет весьма строгую и постоянную структуру. Пьеса состоит из небольшого (2 - 4 такта) вступления, нескольких квадратов, в которых солирует певец или различные инструменты, а также небольшого окончания.

Квадрат (период, рефрен, куплет, хорус) в блюзе, в свою очередь, тоже имеет четкую схему. Это - строго 12 тактов, состоящие из трех частей, которые соответствуют трем стихотворным строфам по формуле - ААВ. Существуют и другие схемы, но подавляющее большинство блюзов используют именно эту.


Гармонически эта схема имеет несколько разновидностей, но некоторые элементы не меняются никогда:
   - первый такт всегда начинается с тоники;
   - второй такт - тоника или субдоминанта;
   - третий такт - всегда начинается с тоники;
   - пятый такт начинается с субдоминанты;
   - седьмой такт всегда начинается с тоники;
   - девятый такт почти всегда начинается с доминанты;
   - одиннадцатый такт всегда начинается с тоники;
   - двенадцатый такт (а значит, и весь квадрат) очень часто заканчивается на доминанту.

Примеры гармонических схем блюзового квадрата в тональности до-мажор.
Схема блюзового квадрата
    Реально музыканты почти всегда используют различные варианты начальной гармонической схемы (даже в рамках одной пьесы). Это связано с тем, что в блюзе широко используется импровизационный стиль игры, кроме того, небольшие изменения аккордовой схемы позволяют разнообразить ограниченный набор гармонических средств.
   Позже в Школе Вы найдете и другие гармонические схемы блюза.


MusicInforM

MusicInforM
Сайт управляется системой uCoz