Резюме: | Эта книга предназначена для профессиональных музыкантов и любителей, которых интересуют традиционный блюз, буги-вуги и рок-н-ролл.
|
С О Д Е Р Ж А Н И Е |
Значение блюза и рок-н-ролла в современной популярной музыке переоценить сложно. Их влияние можно найти в творчестве любого известного исполнителя и группы. Задача этой Школы - помочь познакомиться и освоить стили блюз, буги и рок-н-ролл. Ведь, хотя они и появились давно (блюз в начале ХХ века, рок-н-ролл - в середине), почти все великие музыканты считают, что без умения играть в этих стилях невозможно добиться прочного и долгого успеха. |
Каждая тетрадь имеет самостоятельное значение. В то же время, общая информация и необходимые пояснения даются только в первой тетради. |
Это - практическая Школа, и множество важных, полезных, но теоретических или описательных аспектов я сознательно не стал касаться. |
Так и сложилась эта книга. Естественно, я не старался охватить все, создать какую-нибудь энциклопедию или справочник. Наоборот, это, скорее, сокращенный вариант Школы. |
Если и окажутся частичные совпадения с чьими-то трудами, что ж! Значит, мы с тем автором обратились к какому-то общему источнику (чье-то соло или аккомпанемент). Во всяком случае, мне принадлежат права на все, что написал, составил, придумал я сам. |
Обратите внимание, что речь идет о традиционном, а не современном джазовом блюзе, которому, кстати, посвящено гораздо больше пособий и школ. |
Использовать Школу можно по-разному. Если вам просто нравится играть блюз, открывайте разделы с примерами соло и играйте все подряд. Если вас интересуют определенные вопросы (скажем, вступление в рок-н-ролле), найдите соответствующий раздел и разберите его. Школа раскроет вам некоторые секреты блюзового фортепиано: акценты, форшлаги, усложнение мотива и тому подобное. |
Итак, начинать можно с любого раздела. Но, пожалуйста, прочтите внимательно раздел, в котором описаны различные стратегии по работе со Школой. Выберите ту из них, что наиболее вам подходит и начните с нее. |
Большое количество примеров дано в одноголосном изложении. Этим наверняка заинтересуются духовики и вокалисты. Почти все примеры даны в тональности до-мажор, и это принципиально важно: легче сравнивать один пример с другим, легче собирать из различных элементов какую-нибудь конструкцию (например, пьесу - вступление, соло, кода), легче транспонировать в другие тональности при необходимости и т.д. |
Семь Золотых Правил Школы будут помогать вам в трудную минуту. |
Особенно благодарю мою семью, которая постоянно поддерживала меня во время работы над этой книгой - Кузнецову Лилию Никитичну, Живайкина Леонида Яковлевича, Татьяну Зылеву, Андрея Живайкина. |
Я буду благодарен читателям за их мнение об этой книге. Присылайте свои отзывы по адресу: Россия, 115409, Москва, Каширское шоссе, 52, Творческий центр "Москворечье", Компьютерные и музыкальные курсы "Компакт-Форте", телефоны: (095) 324-07-04, (095) 324-73-25. |
Во-первых, вы можете использовать некоторые номера как концертные пьесы. |
В-четвертых, многим просто нравится играть для друзей или для себя. В Школе вы найдете много всяких штучек, которые не надо долго разучивать, зато вставить их в свою импровизацию легко и приятно. |
Как работать со Школой в этом случае? |
Для решения каждой задачи я составил примерный план занятий с перечнем упражнений и как с ними заниматься. Подходите к этим планам достаточно творчески, но не слишком. Цифры означают последовательность (шаги), в которой нужно делать упражнения. То есть, только после успешного выполнения первого шага нужно переходить ко второму и т.д. |
... если вы встретили незнакомое слово, неизвестное обозначение или вам трудно играть какие-то музыкальные фразы? |
… если у вас в руках только одна тетрадь Школы, а какие-то упражнения или пояснения находятся в других тетрадях: |
... если непонятен смысл рассуждений или цель упражнения: |
... если ничего не получается. Плюньте три раза через левое плечо и попробуйте еще раз. За много лет работы с учениками (а некоторые из них приходили и вовсе "с нуля") я убедился, что только три вещи являются непреодолимой преградой: |
... если заниматься по этой Школе вам покажется скучно: |
... если нет метронома или ритм-машины: |
... если Вам не нравится ни блюз, ни рок-н-ролл: |
Наконец-то вам в жизни повезло! |
Очень кратко и условно история блюза представлена на следующей схеме.
Народный блюз - жанр негритянской песни, зародившийся в Америке во второй половине XIX века. Народный блюз исполняется солистом под аккомпанемент банджо, губной гармошки. В небольших формах он существует и по сей день. Почти всегда имеет лирический грустный характер. |
Народный блюз оказал огромное влияние на джаз в период его появления и становления. С тех пор джазовый блюз является одним из основных жанров джаза, хотя и во многом изменился (гармония, лады, фразировка и т. п.). Джазовый блюз - очень большой и сложный раздел музыкальной культуры, и здесь будет рассмотрен только его ранний период, близкий к традиционному блюзу. |
Традиционный блюз по многим признакам очень близок к народному. Кроме упомянутых банджо и гармоники его исполняют и на гитаре, и на фортепиано, а также ансамблями из этих инструментов плюс барабаны и бас. Позже появилась и духовая секция. В почти неизменном виде популярен и по сей день. Исполняется в средних и медленных темпах. |
Буги-вуги - жанр фортепианной концертной и танцевальной музыки, основанный на традиционном блюзе. Играется в быстрых и средних темпах с ярко выраженным моторным "раскачивающемся" аккомпанементом. Изредка исполняется вокалистом, ансамблем или оркестром. |
Ритм-энд-блюз тоже вышел из традиционного блюза и тоже носит более танцевальный характер. Отличается более быстрыми темпами, более экспрессивной манерой исполнения. Мелодия и аккомпанемент очень часто строится на рифах. Риф - это одно-, двух- или четырех-тактовый мелодический рисунок, неоднократно повторяющийся на протяжении квадрата. Ритм-энд-блюз исполняется только ансамблем или оркестром. С точки зрения пианиста этот стиль много нового не принес, поэтому я не стал посвящать ему отдельный раздел. |
Ранний рок-н-ролл вобрал в себя элементы и традиционного блюза, и буги, и ритм-энд-блюза. Являлся ритмичной танцевальной музыкой. Позже стал собирать приемы из других жанров и стилей, развиваться. Сейчас слово "рок-н-ролл", как и "блюз", приобрело много различных значений и трактовок. |
Блюз и вся основанная на нем музыка имеет весьма строгую и постоянную структуру. Пьеса состоит из небольшого (2 - 4 такта) вступления, нескольких квадратов, в которых солирует певец или различные инструменты, а также небольшого окончания. |
Квадрат (период, рефрен, куплет, хорус) в блюзе, в свою очередь, тоже имеет четкую схему. Это - строго 12 тактов, состоящие из трех частей, которые соответствуют трем стихотворным строфам по формуле - ААВ. Существуют и другие схемы, но подавляющее большинство блюзов используют именно эту. |
Гармонически эта схема имеет несколько разновидностей, но некоторые элементы не меняются никогда: |
Примеры гармонических схем блюзового квадрата в тональности до-мажор. |
ПРЕДЫДУЩАЯ СТРАНИЦА | НАЧАЛО СТРАНИЦЫ | ПРОДОЛЖЕНИЕ |